Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек очистит свои мысли и постигнет Бога истинными путями и будет радоваться тому, что постиг — невозможно, чтобы случилось с таким человеком что-либо злое, ибо он с Богом и Бог с ним

Провидение над праведником

«Таким образом, божественное провидение не будет ко всем людям одинаково, но надзор над ними будет в соответствии с их человеческим совершенством. Непреложно, что провидение по отношению к пророкам чрезвычайно сильно, по их уровню в пророчестве, и надзор над благочестивыми и праведниками в соответствии с их благочестием и праведностью — поскольку именно та мера из воздействия божественного разума и вкладывает слова в уста пророков и она выпрямляет деяния праведников и завершает мудрость благочестивых. А глупцы и отступники, в соответствии с мерой недостатка у них того божественного воздействия, будут презренны и сочтены как представители других, животных, видов, и потому они были бы легко подвержены смерти, но Всевышний сохраняет их для пользы, которая может от них произойти. Этот принцип — основополагающий в Торе, и она построена на нем: что провидение относится к каждому человеку в зависимости от того, что он собой представляет» (Море Невухим, ч.3 гл. 18).

В соответствии со сказанным выше о двух аспектах индивидуального провидения, несомненно, что ультимативное индивидуальное провидение относится к праведнику. Ведь если взять провидение, следующее из Суда — никто не подвержен суду так, как праведник. Он судится не только за себя, на высочайшем уровне, который требуется от него в соответствии с его ступенью, но и за людей своего поколения, которых он должен учить и упрекать, вести к исправлению. Он ответственен за все мироздания, за все воздействие благодати, нисходящей из высших миров, ибо он — «праведник основа мира». Именно поэтому Всевышний строго судит каждое деяние праведника — «до толщины волоса».

Что же касается провидения, следующего за разумом, которое возвышает человека выше естественного хода событий — оно, несомненно, выделено для приобщенного к Творцу праведника, вся суть которого — возвышение самой природы. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Провидение и защита от бед — в соответствии со степенью приобщенности

«И вот, открылся предо мной весьма замечательный анализ, с которым развеются сомнения и раскроются божественные тайны» (Море Невухим, ч.3, гл. 51). Так начинает Рамбам свое замечательное открытие в вопросе провидения и сопровождающей его защиты человека от несчастий.

«Он заключается в следующем. Мы уже объяснили в главах о провидении, что в соответствии с мерой разума всякого разумного существа — будет над ним провидение. И человек, совершенный в своем постижении, разум которого никогда не отходит от Бога, — будет над ним постоянный надзор свыше. А человек, совершенный в своем постижении, который иногда отвлекается в своих мыслях от Бога — надзор над ним будет только в то время, когда он будет думать о Боге, и отойдет от него провидение, когда он будет заниматься своими делами. Но не отойдет оно так, как отходит от человека вообще не постигающего, но приуменьшится тот надзор, поскольку у того человека, совершенного в постижении, нет разума в действии, а лишь постижение в потенциале, и он в тот момент подобен писцу в то время, когда не пишет. А тот, кто вообще не постигал Бога, будет подобен находящемуся в темноте и никогда не видевшему света — как мы объяснили стих “…а злодеи во мраке будут безмолвствовать”. Тот же, кто постиг и все его внимание направлено на постигнутое — подобен находящемуся на ярком свету солнца. А тот, кто постиг и занимается сейчас своими делами — подобен в этот момент человеку в облачный день, на которого не светит солнце, поскольку между ними преграждает облако» (там же).

Таким образом Рамбам разъясняет соотношение между приобщенностью человека к Богу и провидением над ним. Далее он объясняет свое замечательное открытие по поводу защиты человека от несчастий — следствия провидения.

Защита следует за приобщенностью

«И поэтому мне кажется, что если кого-то из пророков или совершенных благочестивых людей постигло какое-то зло, это может случиться только во время такого забытья, и в соответствии с продолжительностью забытья или низменностью дела, которым он был занят, будет и сила такого зла. А раз так, то разрешено великое сомнение, которое привело философов к отрицанию провидения Бога над каждым человеком и к уравниванию между человеком и животными, в доказательство чего они приводили случаи, когда с благочестивыми и добрыми людьми случались большие несчастья. Этот потаенный вопрос таким образом разрешился, и даже по их мнению.

И будет провидение Бога постоянно над человеком, к которому пришла та благодать, готовая прийти каждому, кто постарается ее достичь. И когда человек очистит свои мысли и постигнет Бога истинными путями и будет радоваться тому, что постиг — невозможно, чтобы случилось с таким человеком что-либо злое, ибо он с Богом и Бог с ним. Но когда от отвлекается в своей мысли от Бога, тогда он отделяется от Бога и Бог отделяется от него, и он подвержен всякому злу, что может его постичь. Ведь именно эта благодать разума приводит провидение и помогает избежать моря случайностей. И тот добрый праведник отделился от (разума) в некоторые времена, а того недоброго и ущербного человека (разум) вообще не достиг, и потому случилось с ними то, что случилось» (там же).

Это замечательные слова, и их простая истина соответствует их возвышенному величию. Известно, что желание Всевышнего заключается только в совершенном воздаянии блага. Ради этого сотворен человек и все мироздание — чтобы быть инструментом для этой цели. И уже объяснялось, что истинное благо — это приобщение к самому Творцу. И хотя это совершенное благо будет в Грядущем мире, мире прилепления к Творцу, — и в нашем мире, когда человек находится в состоянии приобщенности, никакое зло не может приблизиться к нему, ведь он приобщен к добру. Если посмотреть более глубоко: ведь вся реальность зла есть порождение скрытия Лика и отдаления от Всевышнего, а когда человек находится в состоянии приобщенности, он пребывает в свете Лика, в истинном благе. Как пишет Рамбам:

«Это мое убеждение находит свое подтверждение в словах Торы — сказал Всевышний: “И скрою Я Свой лик от них, и будет на съедение, и найдут его множество напастей и бедствий, и скажет в тот день: ведь из-за того, что нет моего Бога в моей среде нашли меня эти напасти”. Здесь сказано, что мы являемся причиной этого “скрытия Лика”, и мы ставим завесу, разделяющую между нами и Ним. Об этом и говорил Он: “А я полностью скрою Свой лик в тот день за все зло, что он (народ) сделал” — и нет сомнения, что это относится и к каждому индивидууму. Здесь прямо говорится, что причина того, что человек отдается на волю случая и на съедение, подобно животным — то, что от отделен от Бога, а того, “чей Бог в его среде”, зло никак не затронет».

Возможность приобщения к Творцу находится в Торе. Прилепившийся к Торе возвышается над природным управлением, к нему относится индивидуальный надзор Всевышнего, и так приводит Рамбам в Законах раскаяния:

«Всевышний дал нам Тору — Древо Жизни, и всякий, кто исполняет написанное в ней и постигает ее глубоко и верно, удостаивается жизни в грядущем мире. И размер награды зависит от дел его и мудрости, которую он приобрел. И Всевышний обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам исполнять ее: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире. Так сказано в Торе после обещания Израилю земных благ: “И удостоимся мы праведности, если будем ревностно соблюдать все эти заповеди” (Дварим, 6:25)».


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше