Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Занимающийся Торой владычествует и властвует надо всем, и все плохие суды отходят от него и нет у них над ним никакой власти, еще в этом мире

Слова Нефеш аХаим

Рамбам говорил в своем стиле, и раби Хаим из Воложина в своей книге Нефеш аХаим также пишет подобное. Он говорит об особой защите, которой удостаиваются те, кто занимаются и прилепляются к Торе, и приводит множество доказательств из мидрашей Мудрецов и каббалы. Приведем несколько цитат:

«И он (занимающийся Торой) владычествует и властвует надо всем, и все плохие суды отходят от него и нет у них над ним никакой власти, еще в этом мире, как написано (Брахот 5): “Сказал раби Шимон бен Лакиш: каждый, кто занимается Торой — страдания отходят от него”, и в Эрувин (54): “У кого болит голова — пусть займется Торой… болит кишечник… болит все тело — пусть займется Торой, как сказано: “и для всей плоти его — излечение””.

И в Тана девей Элияу: “’Поднимает из праха бедняка’ — человек, который совершил много грехов, и приговорили его (на небесах) к смерти, и раскаялся, и читает Тору, пророков и писания, и изучает Мишну, мидраш, законы и агадот, и получил практическое наставление у мудрецов, — даже если есть на нем сто приговоров, Всевышний отводит их от него…” Там же: ‘Привел меня царь в комнаты свои’ — как есть у Всевышнего внутренние комнаты в Его Торе, так есть у каждого из учеников мудрецов внутренние комнаты в их Торе, и если ты видел, что страдания идут к тебе, беги в комнаты Торы и сразу же страдания убегают от тебя, как сказано: ‘иди, народ Мой, приди в комнаты твои…’, потому сказано: ‘привел меня царь в комнаты свои, будем радоваться и веселиться в тебе’ — в том, что Ты возвеличил нас и возвысил нас, и привязал нам великий венец словами Торы, от одного края мира до другого.

Там же: “И было, они шли и говорили…” (речь идет о пророках Элияу и Элише перед тем, как Элияу поднялся в небо). Говорили — не что иное, как слова Торы. И когда был послан ангел (который должен был забрать Элияу)… Пришел и нашел их, что они занимались словами Торы и не мог властвовать над ними… Отсюда сказали, два человека, которые идут по дороге и занимаются Торой — никакое зло не может властвовать над ними…»

И в Зоаре (Вайехи 242): «Сколь любимы слова Торы, сколь любимы занимающиеся Торой перед Всевышним, что всякий, кто занимается Торой, не устрашится бедствий мира, он охраняется свыше и охраняется внизу, и не только это, а он принуждает все бедствия мира спуститься в глубины “великой бездны”…»

«И также отводят и убирают от него все хлопоты и иго будничных забот… и все другие проблемы этого мира, мешающие ему постоянно заниматься святой Торой, как написано: всякий, кто принимает на себя иго заповедей — снимают с него иго государственной власти и иго будничных забот…»

И в Тана девей Элияу: «Каждый ученик мудрецов, который занимается Торой каждый день, чтобы преумножить славу Небес, не нуждается ни в мече, ни в копье, и ни в какой вещи, которая бы была ему охраной, но Всевышний Сам охраняет его…» Там же: «Если есть в человеке только достойный образ жизни и Писание — дают ему одного ангела… Прочитал человек Тору, пророков и писания — передают ему двух ангелов, как сказано: “ибо ангелов своих Он приставит к тебе, охранять тебя…” Но если человек читал Тору, пророков и писания, Мишну, мидраш, законы и агадот, и получил практическое наставление у мудрецов, — Всевышний Сам охраняет его… как сказано: “Господь страж твой…”».

И в соответствии с мерой принятия на себя ига Торы истинно, изо всех своих сил, в той же мере устранят от него заботы о материальном мире, и высшая защита покрывает его, и он подобен сыну, угождающему отцу, и отец выполняет все его желания, как сказали Мудрецы (Авода Зара 19): Всякий, кто занимается Торой — Всевышний исполняет его желание…

Далее раби Хаим пространно рассуждает об особой защите, которой удостаиваются трудящиеся над Торой, также и после их ухода из этого мира. Ведь приобщенный к Торе приобщен ко Всевышнему, ибо «Он и Его слово — одно».

Превознесу его, ибо он знал Мое имя

И объясняет Рамбам в своих замечательных строках: «Поразмысли над ‘Песнью о бедствиях’ (Псалмы 91) — и заметь, что она рассказывает об этом великом провидении и о прибежище и защите от всех телесных бедствий, которые могут постигнуть одного индивидуума в отрыве от других людей, — не то что следует из природы вещей и не то что наносят люди. Сказал: “Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня — верность Его. Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень”. И затем рассказывает о защите от зла, причиняемого людьми, что если случится, что попадешь на войну — погибнут тысяча слева от тебя и десять тысяч справа, а тебя зло не достигнет ни в коем случае, но ты увидишь Божественный суд и возмездие тем злодеям, что будут убиты — а ты будешь в мире. Об этом сказано далее: “Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч — по правую руку твою: тебя не достигнет. Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь”». И далее продолжается перечисление защиты и убежища, которых удостаивается человек.

А после этого псалмопевец указывает причину такой великой защиты, и говорит, что этот человек удостоился ее «Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое». И мы уже объяснили, что «знание Имени» — это его постижение, — и как будто сказал, что человек этот защищен за то, что знал Меня и страстно возлюбил Меня после этого. Здесь идет речь о такой любви, когда не остается никаких других мыслей, кроме направленных на любимого» (Путеводитель растерянных, там же).

Любовь — приобщение

Рамбам говорит о знании Имени и страстной любви, которые приводят к этой высшей приобщенности, а с ней — к высшей защите. Объясним немного более подробно.

«Известно и несомненно, что такая любовь к Святому Творцу, благословен Он, которая завладеет сердцем человека настолько, что он постоянно будет в ее власти и оставит все на свете, кроме нее, как повелел Всевышний: “Всем сердцем своим и всей душою своею” (Дварим, 6:5) — достижима лишь на пути знания Всевышнего, и сила ее зависит от этого знания, если много, то много, а если мало, то мало. Потому должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько это вообще возможно, — как объяснили мы это в “Законах об основных принципах Торы”» (Рамбам, Законы раскаяния, 10:6).

«Достижима лишь на пути знания Всевышнего» — знания Его воли. Это две Книги, через которые Творец раскрывается человеку: внешняя и внутренняя, Тора и мироздание.

Вот как Рамбам объясняет раскрытие мироздания: «Как можно достичь любви к Нему и страха перед Ним? В момент, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его создания и видит в них проявление мудрости, которой нет размера и конца — тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и загорается желанием постичь великого Б-га, как сказал Давид: “Жаждет душа моя Господа, Б-га живого” (Теилим 42:3)» (Законы основ Торы 2:2).

Так и про раскрытие Торы объясняет Рамбам, как рождается эта любовь в силу знания: «Повеление любить Его, да будет Он превознесен». Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): «Поскольку сказано: “И люби Господа, своего Бога” (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: “И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце” (там же 6:6). Таким образом ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно» (Рамбам, книга Заповедей, 3).

«Знание» — соединение человека с его мудростью и понимание воли Творца, порождают любовь.

«Нити связи между сердцем человека и его мудростью мы называем любовью» (Хазон Иш).

«И обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять ее в радости и энтузиазме, и постоянно размышлять над ее мудростью, то Он устранит от нас все, что мешает нам выполнять ее» (Рамбам).

Радость и энтузиазм приводят к приобщению (двекут), а в нем заключена защита, как мы объяснили. Это замечательная и духовно возвышающая концепция.

Вечное приобщение

Такой жизненный путь человека, совершенствующегося в знании Творца и любви к Нему, приводит к тому вечному приобщению к Богу, к которому стремится всякий мыслитель:

«Уже объяснили философы, что телесные силы в дни юности препятствуют большинству достоинств положительных качеств, и тем более та чистая мысль, приходящая человеку из совершенства познаваемого, приводящего к стремлению к Всевышнему. Ибо ложные мысли приходят к человеку с кипением телесных гормонов, а с ослаблением сил тела и с потуханием огня страстей — усиливается разум и увеличивается его свет и очищается его постижение и он радуется тому, что постиг — пока не состарится совершенный человек и не приблизится к смерти, и добавится к тому постижению великое добавление, и умножится радость в том постижении и страсть к постижимому, вплоть до того, что отделится душа от тела тогда, во время этого наслаждения.

И об этом намекали мудрецы, говоря о смерти Моше, Аарона и Мирьям, которые умерли “поцелуем”, как сказано: “И умер там Моше, раб Господа, в земле Моава, по устам Господа” — “это учит, что умер поцелуем”… Имеется в виду что они умерли при наслаждении тем постижением от великой страсти. И продолжили мудрецы это высказывание аллегорией Песни Песней, где постижение, приходящее с усилением страсти к Богу, называется “поцелуем”, как сказано: “пусть целует меня поцелуями уст своих…”

Удостоившийся такого приобщения — охраняем абсолютно, даже от смерти:

“Этот вид смерти, который на самом деле есть избегание смерти, мудрецы отнесли только к Моше, Аарону и Мирьям, а остальные пророки и праведники ниже этого, но у всех их усилилось постижение разума со смертью, как сказано: “И пойдет пред тобой праведность твоя, слава Господа заберет тебя”, и останется тот разум после этого навеки в другом состоянии, ибо уже устранено препятствие, которое разделяло между ним и познаваемым им в некоторые времена, и будет продолжать получать это нетелесное наслаждение…” (там же).


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше