Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о вельможе и враче

«И сказал Моше Аарону: Вот о чем говорил Б-г: “Через приближенных ко мне Я освящусь, и перед всем народом вознесусь”»[1].

Написано в Мидраше[2]: Моше сказал Аарону: «Брат мой! Б-г сказал мне на горе Синай: “Я освящу Мишкан, и сделаю это через праведника”. Я думал, что этим человеком будем я или ты. Но теперь оказалось, что это твои сыновья, Надав и Авиу, которые праведнее нас!»

Следует вникнуть в это в свете сказанного мудрецами[3] при разъяснении стиха: «то, чего Я не велел, и не говорил, и что Мне не думалось»[4]: здесь имеется в виду Ицхак, сын Авраама. «Всевышнему дороги праведники Его» и еще Он не желает, чтобы человека приносили в жертву. В таком случае, какая была у Него необходимость в качестве показательного примера умерщвлять Надава и Авиу? И почему надо было заранее оповестить об этом Моше? Можно понять это при помощи притчи.

Притча.

Один вельможа построил город и поселил в нем купцов и мелких торговцев. Он хотел украсить его и провел каналы, а также велел построить мосты и спустить на воду лодки. Он посадил разные фруктовые деревья, виноградники и оливковые плантации, а также ароматные травы, и позаботился, чтобы жителям города ни в чем не было недостатка. Когда закончились все работы по построению города, вельможа обратился к одному мудрецу: «Ты мудрый человек. Посмотри на все, что я сделал в городе и скажи, есть ли что-то, чего я не сделал. Ведь я хочу, чтобы в городе было все, что нужно жителям, и готов сделать для этого все, что могу». Мудрец ответил: «В твоем городе нет врача. Разве можно жить там, где нет врача?» Вельможа обрадовался и разослал письма в академии врачей с просьбой прислать ему самого лучшего врача, и он готов платить ему столько, сколько он попросит. Ему назвали годовую сумму, которую ему следует платить, и послали издалека мудрого врача, с которым не мог сравниться никто другой. Он мог вылечить любой недуг, от раны до душевного расстройства. Этот врач должен был прибыть в город первого числа. Вельможа и его домочадцы очень обрадовались, и к назначенному сроку они, и вельможи, и дворяне из соседних городов, а также многие жители собрались, чтобы приветствовать этого мудрого врача. Вот послышался цокот копыт охраны, и наконец, прибыл сам врач. Его приняли с почетом и радостью. Затем, стали искать какого-нибудь больного. Один человек сказал: «У меня болит голова». Его привели к врачу, и все люди завидовали: «Как повезло этому человеку! Врач примет его первым и наверняка приложит все усилия, чтобы его излечить, и тем самым установить себе репутацию!» Врач велел отвести этого человека к нему в дом, чтобы он мог наблюдать его и заниматься его лечением, и давать ему дорогие лекарства. Через несколько дней тот человек умер. В городе поднялся переполох, люди стали насмехаться над врачом, и его репутация была испорчена. Вельможа позвал его к себе: «Объясни, как случилось, что тот человек умер! Ведь он не был серьезно болен. А если ты распознал в нем неизлечимую болезнь, то не было смысла тратить на него столько времени и средств! Как ты позволил себе такое? Ты сделал себя посмешищем, да и меня тоже!» Мудрый врач ответил: «Знайте, что я специально так сделал. Весь город был взволнован, что к ним приехал великий врач, который может излечить любую болезнь, даже если человек уже при смерти. Существовала опасность, что теперь люди станут небрежно относиться к своему здоровью, не следить за питанием, напиваться допьяна и делать другие опасные для жизни вещи, надеясь на меня. Это привело бы к тому, что больше людей умирало бы, чем выздоравливало, ведь на самом деле не все можно излечить. Поэтому, когда я прибыл сюда, у меня возникла идея напугать народ, чтобы не слишком полагались на врачей и лекарства. Теперь они увидели, что несмотря на то, что я замечательный врач и знаю много целебных средств, и прилежно ухаживал за больным, он все же умер. Теперь они будут следить за своим здоровьем, и избегать опасностей». (Конечно, имеется в виду, что врач распознал, что тот человек был смертельно болен, но для назидания взялся его лечить, и делал вид, что предпринимает много усилий и тратит много средств для его излечения — прим.)

Смысл этой притчи в том, что когда Всевышний даровал евреям Тору и сделал их своим народом, Он решил, что для их блага им требуется возможность излечения от нечаянных грехов. Он повелел построить Мишкан и жертвенник, чтобы у людей была возможность приносить жертвы, и назначил служителей — коэнов, которые будут помогать в процессе исцеления. Когда построение Мишкана и всех его предметов было закончено, и были назначены служители, весь народ чрезвычайно радовался тому, что у них теперь появилась возможность духовно исцеляться. Существовала опасность, что люди станут беззаботными и не станут остерегаться грешить, считая, что даже если будет совершен проступок, можно принести жертву и все исправится, как те, кого укорял пророк Ирмеяу: «Не надейтесь на лживые слова говорящих: “Храм Б-га, Храм Б-га, Храм Б-га”». Чтобы народ не полагался на это, было сделано так, что в день освящения Мишкана в нем погибли Надав и Авиу, сыновья Аарона, которые были большими праведниками, любимыми людьми и Б-гом. А умерщвлены они были за небольшой проступок при служении в Мишкане. Не помогли им заслуги отца, и не защитил их Мишкан. Об этом и сказано: «Через приближенных ко мне Я освящусь», — и тогда, — «перед всем народом вознесусь».


[1] Ваикра 9:3

[2] Мидраш Ваикра Раба 12

[3] Таанит 4а

[4] Ирмеяу 19:5

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу.


Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Читать дальше