Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Два брата, богатый и бедный

«И сказал Моше Аарону: Вот о чем говорил Б-г: “Через приближенных ко мне Я освящусь, и перед всем народом вознесусь”».

Написано в Мидраше: Моше сказал Аарону: «Брат мой! Б-г сказал мне на горе Синай: “Я освящу Мишкан, и сделаю это через праведника”. Я думал, что этим человеком будем я или ты. Но теперь оказалось, что это твои сыновья, Надав и Авиу, которые праведнее нас!»

Притча.

В одном большом городе жили два брата. Один был богат, и у него был большой участок земли, который приносил ему хороший доход. У второго брата был маленький участок, который приносил очень скромный доход. Однажды дом второго брата сгорел, и от его пожитков почти ничего не осталось. Люди всплескивали руками: «На что теперь будет жить этот бедняга?!» Люди так жалели его, что каждый давал ему какую — то сумму, и ему удалось собрать солидный капитал. Его богатый брат посоветовал: «Построй себе усадьбу, как у меня, и будет у тебя достаток». Его брат возразил: «Не дай Б-г мне что — то менять!

Ведь теперь все жалеют меня, увидев мое разрушенное жилище, и я зарабатываю на этом больше, чем заработаю, имея усадьбу».

Это объясняет ответ Моше Аарону: «Но теперь оказалось, что твои сыновья праведнее нас!» Как велики они теперь, ведь благодаря им народ Израиля обуял страх. Это то, что сказано: «Грозен Б — г в святилищах Своих»[1]. Мидраш толкует, что «святилища», — это праведники, освящающие Б — га своей жизнью. И когда Всевышний делает суд над праведниками, Он возвышается и восхваляется над другими творениями. И это то, что Моше сказал Аарону, что сейчас, когда через смерть твоих детей усилился страх перед Б — гом у людей, я вижу, что их праведность больше твоей и моей.

Написано в Мидраше[2]: Рабби Ицхак цитировал: «Нашел я слова Твои и поглотил их (как еду, которую человек очень хочет съесть — прим.), и были слова Твои радостью мне и отрадой сердцу моему, ведь именем Твоим назван я, Ты, Б — г Воинств!»[3] (то есть, он назван пророком Б — га, в отличие от лжепророков, которых называют именем их идолов — прим.). Сказал рабби Шмуэль бар Нахман: «Это (что Мишкан будет освящен смертью именно праведника) было сказано Моше на горе Синай. Но он не знал, кто будет этот человек, пока это не совершилось: “Я думал, что этим человеком будем я или ты. Но теперь оказалось, что твои сыновья праведнее нас!” Поскольку Аарон услышал, что его сыновья умерли, будучи боящимися Б — га, он молча пережил их смерть, и получил награду». Мне кажется, что можно понять эти слова Мидраша, приведя другое высказывание мудрецов[4]: «Рабби Йудан цитировал: “По твоему ли слову взлетает орел… Оттуда высматривает пищу, глаза его смотрят вдаль. А птенцы его бьются в крови, и где мертвые тела, там он!”[5]. Сказал Всевышний Аарону: “Благодаря твоему молчанию, Я поселяю свою Шхину над ковчегом Завета”. “Оттуда высматривает пищу.” — оттуда берет пищу весь год. “Глаза его смотрят вдаль” — с начала года видит, что будет в его конце. После этой хвалы Аарону сказано: “А птенцы его бьются в крови” — видел своих птенцов бьющимися на земле, и молчал, но “и где мертвые тела, там он” — когда пали мертвыми в Мишкане Надав и Авиу, тогда снизошла в Мишкан Шхина». (То есть, обычно Шхина Творца наполняла Мишкан, и никто не мог туда войти. А когда приходило время, и Аарон заходил внутрь, облако поднималось, как взлетает орел, а когда он выходил, облако возвращалось — прим.)

Чтобы разъяснить это вернемся к предыдущей притче о вельможе, который построил город. В городе поначалу не было воды. Вельможа велел копать колодцы, но воду так и не нашли. Тогда он послал за известным специалистом по воде, чтобы помог отыскать источник воды для города. Ведь иначе все его труды по постройке города окажутся впустую. Специалист прибыл и обошел все закоулки города. Он обратился к вельможе: «Я могу вывести воду с этой стороны, и через несколько дней Вы ее увидите. Я дам вам знак, как понять, что это именно тот источник, который не иссякнет: эта вода появится с большим шумом и с такой силой, что сможет пробить даже стену». Вельможа ответил: «Меня не пугает проломанная стена, но я переживаю, действительно ли исполнятся твои слова. Действительно ли будет достаточно воды для всех жителей города?» Специалист сделал то, что сказал. Через какое — то время вода хлынула в город рекой, и напор ее был таким сильным, что она разрушила несколько домов. Один из хозяев домов явился к вельможе и стал причитать: «Горе мне! Мой прекрасный дом разрушила вода!» Вельможа же, услышав его слова, обрадовался. В это время стали приходить другие хозяева разрушенных домов с жалобами на то, что и их жилища оказались повреждены водой. Все они стояли и недоумевали, отчего вельможа так радуется их беде. Вельможа объяснил: «Вы, конечно, понимаете, что город не может существовать без источника воды. Я радуюсь, потому что мастер, которого я попросил провести в город воду, дал мне знак, как распознать будет ли воды много. Теперь я узнал, что этот знак наконец был, и могу быть уверенным, что в городе всегда будет вода!»

Смысл этой притчи в том, что Всевышний велел построить Мишкан и изготовить все его предметы, и пообещал, что Шхина Его будет там находиться. Он дал этому знак: «Через приближенных ко мне Я освящусь…» Когда работы по постройке Мишкана были завершены, был знак: Надав и Авиу умерли. Тогда Аарон сказал: «Возрадовалось сердце мое, ведь мы удостоились того, к чему стремились (пребыванию Шхины в Мишкане)». Об этом и написано в Мидраше: «После этой хвалы сказано: “А птенцы его бьются в крови” — видел своих птенцов взывающими на земле, но молчал. “и где мертвые тела, там он” —гда пали мертвыми в Мишкане Надав и Авиу». Тогда стало понятно, что снизошла в Мишкан Шхина. Об Аароне рабби Ицхак процитировал пророка Ирмеяу: «Нашел я слова Твои и поглотил их, и были слова Твои радостью мне и отрадой сердцу моему» — Аарон радовался, увидев, что исполнилось знамение, которое дал Всевышний.


[1] Теилим 68:36

[2] Мидраш Ваикра Раба 12:2

[3] Ирмеяу 15:16

[4] Мидраш Ваикра Раба 20:4

[5] Иов 39:27—30

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Книга Бемидбар («В пустыне», в русской традиции «Числа») — четвертая книга Торы (Пятикнижия). Древнее название название книги Бемидбар — «Хумаш аПкудим», означающее буквально «пятая часть о переписи» — книгу открывает повествование о проведении переписи народа по повелению Вс-вышнего Читать дальше