Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По законам мироздания животное должно бояться человека. Когда оно встречает праведника, душа которого чиста и властвует над ним и над всем миром, то подчиняется ему.

Сказано[1]: «Животное имеет власть над человеком только тогда, когда он кажется ему животным, как сказано: “…уподобился животным”[2]».

Притча. Два войска, например: Мидьян и Моав стоят друг напротив друга. Принято ночью отправить небольшой отряд, чтобы устроить засаду. Если им встречается враг, убивают его, а если свой — не трогают. Однажды в засаду Мидьяна попали моавитяне. Они хотели их убить, но тут один из них закричал: «Не трогайте меня! Я из Мидьяна, но теперь оказался рабом в Моаве!» Один из воинов Мидьяна возразил ему: «Почему мы должны пощадить тебя? Только потому, что родом ты из Мидьяна? Но ведь теперь ты служишь нашим врагам, и должен выполнять все, что они велят. Если бы ты поймал меня, ты бы убил меня по их велению! Поэтому и я убью тебя!»

Смысл этой притчи в том, что по законам мироздания животное должно бояться человека. Когда оно встречает праведника, душа которого чиста и властвует над ним и над всем миром, то подчиняется ему. Но если человек не владеет собой, а наоборот, ведом своими страстями, то все другие творения имеют над ним власть, как сказано: «И всякий нашедший убьет меня». Над этим человек властно и животное. В этом случае человек не сможет сказать: «Ведь я — человек!» На это животное может возразить: «Что с того, что ты называешь себя человеком? Ты снял с себя (духовную) накидку, и стал вести себя как животное!» Если душа под властью тела, которое походит своим составом и формой на животное, то человек «…уподобился животным», и будет казаться животным встретившемуся животному.

Написано[3]: «Все пророки пророчествовали о благе, ожидающем нас в дни Машиаха. Но нигде не упоминается благо, ожидающее нас в будущем мире — “Не видел глаз (пророков)…”». Многие мудрецы размышляли над тем, почему от нас было скрыто, какое благо ожидает человека в будущем мире. Для того, чтобы понять это, заметим, что сравнение двух вещей может быть сделано двумя способами. Сравнивают, что из двух хуже или лучше.

Притча.

Например, в одном магазине продается обычный товар, хороший, но ничем не примечательный, а в другом продается некачественный товар. Конечно, в этом случае человек купит там, где пусть не самый добротный товар, но зато без изъяна. Но если в другом магазине продается высококачественный и добротный товар, то, конечно, человек купит там, а не в первом магазине, хотя в нем тоже хороший товар, но без того же качества. Торговец должен указать покупателю на достоинства своего товара и расхвалить их, чтобы он купил именно у него, а не в первом магазине, ведь и там хороший товар. Но если есть два магазина — один с некачественным товаром, полным изъянов, а второй с высококачественным, добротным товаром, то хозяину второго магазина не требуется расхваливать свой товар и доказывать его превосходство. Покупатели и так сделают свои приобретения именно у него.

Смысл этой притчи в том, что если бы это мир был хорошим, а будущий просто лучше, то Всевышний разъяснил бы нам, чем будущий мир лучше и важнее этого, чтобы человек хотел трудиться для того, чтобы его заслужить. Но, на самом деле, этот мир, — это «Искривленное невозможно исправить», а благо будущего мира невозможно даже описать. Поэтому Всевышнему нет нужды рассказывать нам о благе будущего мира и расхваливать его. Следует бежать под сень Торы не только ради того, чтобы получить его, но и ради того, чтобы избежать превратностей этого мира.


[1] Шабат 151а

[2] Теилим 49:21

[3] Сангедрин 99

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

«Балак». И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности