Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Высшая суббота и низшая суббота, подробно объясненные в Кабале

Суббота в тайне двойственности

«Мы знаем, что до греха Адама мир находился в категории субботы, как объясняют мудрецы: “Добрый дар есть у Меня в Моей сокровищнице, и Имя ему — суббота”. Можно растолковать, что “добрый дар” — это возможность покоя, ведь работа в шесть дней — это следствие проклятия Адама, как написано: “В поте лица своего будешь есть хлеб”. Поэтому сказано “в Моей сокровищнице”, как было до греха, когда у него был покой во все дни» (Маарша). «Но после греха, будние дни опустились до категории рабочих дней, работы Древа познания добра и зла. Но суббота осталась на своем высоком уровне…» (Сфат Эмет).

Мы удостоились понять: хотя после греха Адама нет раскрытия этой двойственности, в субботу двойственность прекрасно заметна: это высшая суббота, светящая в нижнюю субботу. «Сказано в мидрашеМехильта: “Делать день субботний… Всякий, кто хранит нижнюю субботу, как будто сделал ее наверху”. Смысл в том, что когда человек выполняет заповедь субботы внизу, это свидетельство, что он признает и верит в ее корень и суть, высеченные наверху. А тот, кто пренебрегает ей, как будто пренебрегает Высшей субботой, и потому сказано: “Делать”. Писание должно было сказать “соблюдать день субботний”, но хотело уподобить его Высшей субботе, которая упоминается именно с такой формулировкой: “делать день субботний”» (рабейну Бехайе). То же самое можно сказать и об аспекте «внутреннего и внешнего»: в субботу светит внутренняя часть мироздания. «В субботний день управление происходит посредством света Ацилута, Древа Жизни, и так объяснили в Зоаре стих “врата внутреннего двора, обращенного к востоку, будут закрыты в шесть дней действия, а в субботний день откроются”» (Шней Лухот аБрит).

В субботу мироздание вновь называется «Дворец, дворец» — оно возвращается к двойственности.

Корень двойственности

«Что такое двойная (пещера)? Это буква ה в Святом имени, которая удвоена… Ведь нет в Имени другой двойной буквы» (Зоар).

Постараемся уяснить эту возвышенную тему. «Следует знать, что двумя (первыми) буквами (Имени) были сотворены два мира. А порождения неба и земли сотворены двумя последними буквами Имени… И потому через две последние буквы, порождения приходят в мир посредством благословения». «И потому две буквы ה в Имени — первая буква — о том, что существование Всевышнего вынужденно само по себе, а вторая — что Он дает существование всему» (Маараль).

Нижняя ה из Имени Всевышнего — есть корень обитателей нижнего мира. Это мир, в котором должно раскрыться царство Творца. «ה — это Царство Небес» (Зоар). Пребывание Шехины Всевышнего в нижних мирах, через завесы природы и скрытия из-за Управления Суда. Высшая ה — корень Грядущей Субботы, когда произойдет полное раскрытие Царства Всевышнего, «и будет Господь царем над всей землей».

В субботу присутствует некое свечение из того дня, оно раскрывает царство Всевышнего в материальном мире — двойственность верхнего и нижнего. В эту субботу светит полное Имя: «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, которое совершенно со всех сторон». (Зоар).

Максимальное раскрытие царства Всевышнего — это раскрытие «слова Господа», дающего жизнь всякому объекту нижнего мира. Это «Царство уст». Обетование это выполнится в Грядущую Субботу: «И раскроется, что уста Господа говорили». Ведь «суббота называется речью» (Зоар) — двойственность внутреннего и внешнего.

«Деяния субботы двойственны».

Приди, невеста! Приди, невеста!

«А повторение призыва два раза (Приди, невеста! Приди, невеста!) означает, что она должна поторопиться прийти под свадебный балдахин, поскольку она приходит на свадьбу с царем, и потому поспешит прийти, и так суббота присоединяется к Всевышнему, Царю царей царей, поэтому сказано дважды: Приди, невеста! Приди, невеста!» (Маараль).

«Ибо сказал рав Йеуда, сказал Рав: откуда мы знаем, что приветствуют царя дважды? Ты должен знать, что царя приветствуют дважды только ради ступени царя, ибо ступень царя — быть отделенным от народа, и два разделенных не приветствуют один другого, ибо приветствие — между равными, как написано: “разве раб приветствует господина, ребенок — взрослого?!” Потому царя приветствуют дважды, сказать, что нет у него равенства с царем, но он отделен от него, — ведь первая ступень — это народ, а вторая — царь, и в соответствии с этим удваивают приветствие царю» (Маараль).

Удваивание приветствия соответствует двум достоинствам царя — соединению и отделенности.

Здесь мы можем найти новый замечательный смысл двойного повторения: «Приди, невеста! Приди, невеста!» — это принятие двух суббот, высшей отделенной и нижней, пребывающей в сердцах святого народа — «деяния субботы двойственны».

Приди, невеста. Приди, невеста.


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»