Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек заставляет других дать милостыню и устраивает так, что они делают это, награда его больше, чем награда самого дающего, как сказано: «И будет (наградой) устраивающего милостыню мир».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Скупость есть качество, достойное порицания в большинстве своих проявлений.

Скупость /дайканут/ есть качество, достойное порицания в большинстве своих проявлений. О скупости сказал Шломо: «Не вкушай хлеба недоброжелателя и не возжелай яств его,<…> “Ешь и пей!” — скажет он тебе, а сердце его не с тобою» (Мишлей 23; 6—7).

Вот свойства скупца: копит деньги и не дает милостыню, и не пожалеет бедных. А когда ведет дела свои с другим, считает каждый грош и не уступит ничего. Не кормит и не одевает, и не даст никому никакой выгоды от себя. И не уповает на Того, Кто дает ему деньги, и он всем ненавистен. Не старается исполнять заповеди и не приобретает себе наставника и друга, а потому остается пустым в смысле Учения и заповедей.

Если он телом скупой, — это весьма дурно: он не оказывает добро /хесед/ людям. Но хуже всего, если он скуп на свою мудрость или на свои книги, — ведь он ничего не теряет при этом. Ибо мудрость подобна огню, который ничего не утратит, если от него зажгут свечу или другой огонь. И о нем сказано: «Удерживающего у себя хлеб проклинает народ» (Мишлей 11; 26). А о щедром сказано: «Но благословение на челе кормильца» (там же). Простой смысл этого стиха о хлебе и милостыне, а мораль /машаль/ выводится о мудрости.

Но положительное в этом свойстве состоит в том, что скупец не тратит свое добро попусту, и иногда это удерживает человека от великих преступлений. И поскольку скупец живет скудно, нет у него гордыни, какая может быть у щедрого, потому что из-за чрезмерного имущества и удовольствий, которым человек предается, он восстает против своего Творца.

И поэтому будь осторожен в щедрости своей: будь щедрым по своим возможностям там, где тебе следует быть щедрым. А там, где не следует быть щедрым, — будь скрягой и скупцом. Пусть человек взвешивает это на весах Торы и учится у Яакова, который бывал беспримерно скупым, как сказано: «И остался Яаков один» (Берешит 32; 24). И сказали мудрецы, что он забыл маленькие кувшины /пахим ктаним/ и вернулся за ними. Это учит нас, что праведникам их имущество дороже их тела. Почему? Потому что они не берут чужого[1] (Хулин 91а). Взгляни на эту великую скупость: такой богатый человек, как Яаков, возвращается ради маленьких кувшинов! И мы находим в другом месте, что он был беспримерно уступчив. Как учат мудрецы: «В могиле, которую я вырыл /карити/ себе» (Берешит 50; 5). «Карити» значит также «кри», то есть «куча зерна». Это значит, что все серебро и золото, принесенное из дома Лавана, Яаков сложил в кучу и сказал Эйсаву: «Возьми это за твою долю в пещере Махпела». Найдется ли еще такой уступчивый?

Да будет это уроком человеку: даже грош не тратить впустую и не по надобности. Но пусть будет весьма уступчив /ватран/ там, где речь идет о духовном, например, о милостыне и о прочих заповедях, исполнение которых связано с тратой денег, — например, о приобретении наставника и товарища по учению или о приобретении книг. Дабы достичь высших ступеней — вернуть душу в место ее чистоты, чтобы она была связана в узел жизни /црура би-црор а-хаим/, как написано: «Да будет душа господина моего связана в узел жизни» (Шмуэль I 25; 29).

 


[1] Они осознают, что имущество их от Всевышнего, и тем показывают, насколько они ценят Его добро к ним.

 


В недельной главе Шмини излагаются события восьмого дня подготовки коаним к их миссии: в этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Читать дальше

Пять причин, по которым сыновья Аарона заслужили наказание смертью

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Избранные комментарии к недельной главе Шмини

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Не быть жестокосердным. Шмини

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«ШМИНИ» («ВОСЬМОЙ»). Из чего мы состоим?

Рав Бенцион Зильбер

Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.