Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все действия, которые человек делает для субботы, должен делать расторопно, бегом

Расторопность

«Все действия, которые человек делает для субботы, должен делать расторопно, бегом. И как получает награду за действие, за проворную и скорую подготовку к субботе, так получает награду за отказ от действия, то есть — за немедленное прекращение работы, когда приходит время…»

Следует поразмыслить об этом: качество расторопности, зажигающее, как огонь, служение святого народа, когда они подходят к этому дню — для чего оно?

«Начало вступления человека в служение Творцу должно быть в спешке, как это было при выходе из Египта» (Цидкат аЦадик). Именно спешка помогла нашим предкам спастись от погружения в рабство раствора и кирпичей. Так в каждый канун субботы евреи избавляются от 39 будничных работ, отдаляются от них быстро и расторопно, чтобы принять лик субботы — первый оттенок.

«Человек должен всегда пытаться бежать навстречу еврейскому царю» (Брахот 58). Такой бег чем-то подобен принятию лика Царя-Машиаха в будущем (Раши). Поэтому при наступлении святого дня евреи бегут, чтобы принять лицо царицы-субботы — второй оттенок.

«Человек всегда, и даже в субботу, должен бежать, чтобы выполнить заповедь» (Псахим 4). «Ибо расторопность — это качество великого совершенства, и природа человека препятствует ему. Но тот, кто пересиливает себя и реализует это качество, как может, в Грядущем удостоится его на самом деле, и Творец даст ему расторопность в награду за то, что он стремился к нему во время своего служения» (Месилат йешарим 7). Качество расторопности имеет своим корнем стихию святого огня; это тот огонь, реальность которого выше материи. Он бессмертен, его источник — из мира Грядущего. Но в канун субботы, когда занимается свет этого дня, дня, который весь — суббота, разгорается этот святой огонь в страстных сердцах святого народа.

«Таков был обычай раби Йеуды сына раби Илаи. В канун субботы приносили ему таз, полный горячей воды. Он омывал лицо, руки и ноги, закутывался в одежды, снабженные кистями, и был подобен ангелу Господа Воинств» (Шабат 25) — третий оттенок.

Хорошо благодарить Господа

Этим отрывком из Псалмов принимает народ Израиля лик Субботы. Эта благодарность относится к служению Царствования, она включает в себя всю признательность человека за все мироздание со всем, что его наполняет, вплоть до того дня, который весь — суббота. В тот день все будут благодарить и прославлять Творца.

В субботу усиливается составляющая прославления и благодарности в молитве. В признательности есть два аспекта: признание долга и благодарность за получение совершенства. Поэтому признательность существует в двух мирах: в мире недостатка и в Грядущем совершенном мире, который весь — суббота: «Все молитвы отменяются в Грядущем, а благодарность не отменяется никогда» (Мидраш Шохер Тов).

Выше объяснялось, что признательность — цель сотворения человека. Поэтому евреи называются יהודים, от слова הודיה, и еврея отличает, прежде всего, соблюдение субботы. Ведь в соблюдении субботы содержатся оба аспекта признательности: основа веры — признание обязанности по отношению к Творцу, и благодарность за совершенство, за то, что Он дал нам все. «Песнь на день субботний: Хорошо благодарить Господа…» (Псалмы 92).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»