Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи начинают дожидаться субботы и предвкушать ее уже с окончания субботы предыдущей

«Злодей Турнусруфус спросил раби Акиву: Чем отличается этот день от других? Сказал ему: Чем отличается этот муж от других? Сказал ему: Что я сказал тебе, и что ты сказал мне? Сказал ему: Ты мне сказал: чем отличается этот день от других? Какая разница между субботой и другими днями? А я тебе сказал: Чем отличается этот муж от других? Какая разница между Турнусруфусом и другими мужчинами? Сказал ему: Разница в том, что царь пожелал воздать мне почет. Сказал ему: Ей (субботе) — Всевышний тоже пожелал воздать почет» (Берешит раба 11).

Ответ раби Акивы на вопрос Турнусруфуса выглядит странным. Разве в этом смысл великого достоинства субботы, «что Всевышний пожелал воздать ей почет»? Но в подтексте вопроса того злодея — даже если он не имел этого в виду — заложено удивление: в чем возвышенность этого дня, который был последним в процессе творения, и не было сотворено в нем ничего нового? Почему этот день, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что дают и воздействуют на него, выше других дней? Ответ раби Акивы, записанный на все будущие поколения, учит нас следующему: Подобно тому, как не можем мы постичь глубину воли Всевышнего создать низменный материальный мир действия, так не можем мы постичь достоинство этого дня. Мы только знаем, что желание Всевышнего в мире — чтобы Его присутствие было в нижнем мире, чтобы Его слава поднялась именно из нижнего мира, который выглядит самым низменным из всех. Для этого Он эманировал, сотворил, создал и сделал все миры.

Так и суббота, «которой Всевышний пожелал воздать почет», и потому она возвышается надо всем во главе.

«И, кроме того, что запрещено нам осквернять святость, которая излучается (в Творение) в этот день, как мы упомянули, нам еще заповедано почитать эту святость через “субботнее наслаждение” (онег шабат), почитание Шабата при его наступлении посредством Кидуша и при уходе посредством Авдалы и других элементов, опирающихся на следующий общий принцип: удержать нас на уровне, соответствующем получаемой в этот день святости, и почитать этот великий дар Благословенного. Ибо суть этой святости в великой близости к Всевышнему и в большом приобщении к Нему» (Рамхаль, Путь Творца 4:7).

Выяснилось, что суть почитания — слияние и смешение отношения близости — любви, и отстранения — страха в одно совершенное отношения уважения. Это должно проявляться и в разуме, и в эмоциях. Таково правильное отношение к субботе — по уровню получаемой в этот день святости и великой близости к Всевышнему.

Евреи начинают дожидаться субботы и предвкушать ее уже с окончания субботы предыдущей. Они отсчитывают дни до нее и готовят к субботе все, что могут. Они принимают на себя святость субботы еще засветло, отстраняясь от материальных работ и освящаясь ее святостью. Со страстным желанием, песнями и гимнами, они выходят навстречу субботе.

Но когда она спускается с вышних высей, чтобы распростереть свои крылья над всем мирозданием, их охватывает страх, и стыд покрывает их лица — а вдруг недостойны они ее?! Так из возвышенного страха они еще до наступления ночи стараются исправить свои деяния и вернуться к Творцу.

Слава Царю Царей приходит только от служения человека. Так и почитание субботы приходит от человека. О нем сказано: «Всё положил Ты ему под ноги ему». Он властвует над всеми сокровищами мироздания и своей мудростью развивает его для своих нужд; он строит в будние дни свой дом, свой бизнес и другие свои дела. В этот же день он отстраняется от всех будничных работ, рвет связь со всякой материальной реализацией своей воли и стремления. Он оставляет все свои дела, в каком бы состоянии они ни находились, несмотря на опасение убытка и ущерба. Он принимает на себя власть Всевышнего и посвящает все свое бытие свидетельству о царствовании Творца в мироздании.

Вот как великие мужи Израиля жертвовали собственным достоинством ради почитания субботы: «…Даже если он — важный человек, и обычно не покупает на рынке и не принимает участия в домашних делах, он должен делать какие-то действия для приготовления к субботе собственноручно. Так поступали мудрецы древности: кто-то колол дрова, чтобы варить на них на субботу, кто-то жарил мясо или скручивал фитили для свечей, а кто-то шел за покупками для субботы… И каждый, кто умножает подобные дела, достоин похвалы!» (Шней Лухот аБрит).


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»