Из цикла «Знание Субботы», темы: Избранность, Подготовка к Субботе, Суббота, Уважение, Раби Акива, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
«Злодей Турнусруфус спросил раби Акиву: Чем отличается этот день от других? Сказал ему: Чем отличается этот муж от других? Сказал ему: Что я сказал тебе, и что ты сказал мне? Сказал ему: Ты мне сказал: чем отличается этот день от других? Какая разница между субботой и другими днями? А я тебе сказал: Чем отличается этот муж от других? Какая разница между Турнусруфусом и другими мужчинами? Сказал ему: Разница в том, что царь пожелал воздать мне почет. Сказал ему: Ей (субботе) — Всевышний тоже пожелал воздать почет» (Берешит раба 11).
Ответ раби Акивы на вопрос Турнусруфуса выглядит странным. Разве в этом смысл великого достоинства субботы, «что Всевышний пожелал воздать ей почет»? Но в подтексте вопроса того злодея — даже если он не имел этого в виду — заложено удивление: в чем возвышенность этого дня, который был последним в процессе творения, и не было сотворено в нем ничего нового? Почему этот день, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что дают и воздействуют на него, выше других дней? Ответ раби Акивы, записанный на все будущие поколения, учит нас следующему: Подобно тому, как не можем мы постичь глубину воли Всевышнего создать низменный материальный мир действия, так не можем мы постичь достоинство этого дня. Мы только знаем, что желание Всевышнего в мире — чтобы Его присутствие было в нижнем мире, чтобы Его слава поднялась именно из нижнего мира, который выглядит самым низменным из всех. Для этого Он эманировал, сотворил, создал и сделал все миры.
Так и суббота, «которой Всевышний пожелал воздать почет», и потому она возвышается надо всем во главе.
«И, кроме того, что запрещено нам осквернять святость, которая излучается (в Творение) в этот день, как мы упомянули, нам еще заповедано почитать эту святость через “субботнее наслаждение” (онег шабат), почитание Шабата при его наступлении посредством Кидуша и при уходе посредством Авдалы и других элементов, опирающихся на следующий общий принцип: удержать нас на уровне, соответствующем получаемой в этот день святости, и почитать этот великий дар Благословенного. Ибо суть этой святости в великой близости к Всевышнему и в большом приобщении к Нему» (Рамхаль, Путь Творца 4:7).
Выяснилось, что суть почитания — слияние и смешение отношения близости — любви, и отстранения — страха в одно совершенное отношения уважения. Это должно проявляться и в разуме, и в эмоциях. Таково правильное отношение к субботе — по уровню получаемой в этот день святости и великой близости к Всевышнему.
Евреи начинают дожидаться субботы и предвкушать ее уже с окончания субботы предыдущей. Они отсчитывают дни до нее и готовят к субботе все, что могут. Они принимают на себя святость субботы еще засветло, отстраняясь от материальных работ и освящаясь ее святостью. Со страстным желанием, песнями и гимнами, они выходят навстречу субботе.
Но когда она спускается с вышних высей, чтобы распростереть свои крылья над всем мирозданием, их охватывает страх, и стыд покрывает их лица — а вдруг недостойны они ее?! Так из возвышенного страха они еще до наступления ночи стараются исправить свои деяния и вернуться к Творцу.
Слава Царю Царей приходит только от служения человека. Так и почитание субботы приходит от человека. О нем сказано: «Всё положил Ты ему под ноги ему». Он властвует над всеми сокровищами мироздания и своей мудростью развивает его для своих нужд; он строит в будние дни свой дом, свой бизнес и другие свои дела. В этот же день он отстраняется от всех будничных работ, рвет связь со всякой материальной реализацией своей воли и стремления. Он оставляет все свои дела, в каком бы состоянии они ни находились, несмотря на опасение убытка и ущерба. Он принимает на себя власть Всевышнего и посвящает все свое бытие свидетельству о царствовании Творца в мироздании.
Вот как великие мужи Израиля жертвовали собственным достоинством ради почитания субботы: «…Даже если он — важный человек, и обычно не покупает на рынке и не принимает участия в домашних делах, он должен делать какие-то действия для приготовления к субботе собственноручно. Так поступали мудрецы древности: кто-то колол дрова, чтобы варить на них на субботу, кто-то жарил мясо или скручивал фитили для свечей, а кто-то шел за покупками для субботы… И каждый, кто умножает подобные дела, достоин похвалы!» (Шней Лухот аБрит).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»