Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Проси других делать замечания тебе, запрети себе делать замечания другим»Еврейская мудрость

Вслед за осторожностью следует качество «расторопность»: ведь так же, как осторожность является основой соблюдения запретительных заповедей («не делай»), так и расторопность — основой повелительных («делай»), как сказано: «Избегай зла и делай добро…» (Псалмы 34:15). И смысл расторопности очевиден: это устремленность к заповедям и их совершенному исполнению, как мы находим у наших мудрецов, благословенна их память (Псахим 4а): «Расторопные спешат [навстречу] заповедям». Это значит, что так же, как необходимы отточенный ум и бдительность, чтобы избежать ловушек дурного начала и спастись от зла, чтобы оно не овладело нами и не вмешалось в наши поступки, так же необходимы ум и бдительность для того, чтобы стремиться к заповедям, удостоиться их исполнения и не потерять их. Ведь так же, как дурное начало старается всеми способами столкнуть человека в огонь греха, точно так же оно старается помешать ему исполнять заповеди, лишить его их. И если человек будет расслаблен, ленив и не будет гнаться за ними изо всех сил, он останется «пустым», лишенным заповедей. Нужно заметить, что природа человека тяжеловесна из-за грубости его материального начала, поэтому он не стремится к преодолению трудностей и тяжелой работе. И тот, кто хочет удостоиться служить Создателю, должен возобладать над собственной природой и поторопиться, ведь если он оставит себя во власти собственной лени и медлительности, то совершенно ясно, что он не достигнет успеха. Об этом сказал мудрец (Авот 5:25): «Будь дерзок как тигр и легок как орел, стремителен как олень и силен как лев, исполняя волю Отца твоего, который на Небесах». И также мудрецы, благословенна их память, причислили Тору и добрые дела к вещам, требующим усилий (Брахот 32б). И Писание говорит об этом прямо (Йеошуа 1:7): «Исполнись силой и укрепись очень, дабы беречь и исполнять все сказанное в Торе, которую заповедал тебе Моше, раб мой», — ибо много сил потребуется тому, кто хочет перевернуть человеческую природу.

Шломо много раз предостерегал об этом, видя зло, заключенное в лени, и великий ущерб от нее (Притчи 6:10-11): «Немного сна, немного дремы, немного сложа руки полежать… И гонцом придет твоя бедность, и недостаток [придет] как стражник». Ведь лентяй, хотя и не делает зла прямо, навлекает на себя зло, не исполняя того, что возложено на него. И сказано (там 18:9): «Тот, кто расслаблен в своей работе, — брат вредителю». Ведь хотя он и не вредитель, наносящий зло активным действием, не думай, что он далек от него. Он — брат его и подобен ему. И далее, для того, чтобы образно показать нам зло, заключенное в лени, Шломо описывает то, что мы видим собственными глазами каждый день (там 24:30-34): «По полю ленивого мужа прошел я, и по винограднику равнодушного человека. И вот, везде проросли колючки, репей покрыл его, и ограда из камней разрушена… Немного сна, немного дремы… И гонцом придет твоя бедность…» Кроме простого смысла, который здесь очевиден — ибо все описанное происходит с полем лентяя буквально, — есть еще у нас трактовка приведенных мудрецами стихов (Ялкут, Мишлей 961): «“И вот, везде проросли колючки…”, — это значит: ищет [ленивый] объяснение какого-либо места [в Торе] и не находит; “репей покрыл…”, — это значит: поскольку [он] не усердствовал в учении, [теперь] сидит и называет чистое нечистым, а нечистое — чистым, и, [в конце концов], разрушает ограду, установленную мудрецами». Каково его наказание? Объяснил Шломо (Коэлет 10:8): «…разрушающего ограду ужалит змея». Это значит, что зло от лени приходит не сразу, а постепенно, так что человек не осознает и не чувствует этого. Переходит от одного [вида] зла к другому, пока не найдет себя тонущим в абсолютном зле. Вначале он только трудился меньше, чем нужно, но из этого вытекает, что он не учил Тору как следует, а недостаток учения приводит к недостатку понимания. Даже если бы на этом зло и закончилось, оно было бы достаточно велико! Однако оно растет дальше; желая любой ценой объяснить [непонятное] место, он выводит из него нечто несоответствующее закону, разрушая и извращая истину. Затем он нарушает установления и разрушает ограды, и в конце его ждет уничтожение, как полагается всем разрушающим ограду [то есть тем, кто нарушает являющиеся «оградой» Торы постановления мудрецов). Сказал Шломо (Притчи 24:32): «Смотрел я, прочувствовал сердцем…», — размышлял я об этом и увидел, насколько велико в этом зло, — оно подобно яду, который распространяется мало-помалу, и действие его незаметно до наступления смерти. Об этом сказано (там 33-34): «Немного сна… И гонцом придет твоя бедность, и недостаток [придет], как стражник».

Мы своими глазами видим, как часто бывает, что сердце человека знает его обязанности и открывается ему, что надлежит делать для спасения души и что вменено ему в обязанность Создателем, — но человек, тем не менее, пренебрегает всем этим. И не потому, что не осознает своих обязанностей или по какой-то другой причине, а только из-за того, что лень отягощает и побеждает его. Он говорит: «Немного поем… немного посплю…», или: «Тяжело мне выйти из дому, ведь я уже разделся, как теперь оденусь?..», или: «Очень жарко… очень холодно… идет дождь…», и [будет искать] иные поводы и причины, которых полно у лентяев. И всякий раз Тора оказывается заброшенной, работа не исполняется, а человек оставляет Создателя. И сказал Шломо (Коэлет 10:18): «От лени обрушится потолок, а от слабости рук протечет дом». Но если ты спросишь лентяя, он приведет тебе множество высказываний мудрецов, стихов из Писания и разумных доводов, которые указывают ему, в согласии с извращенным его пониманием, на необходимость дать себе поблажку, и [позволяют] ему оставаться в ленивой неге. И он не замечает, что все эти причины и доводы порождены не трезвым анализом, а исходят от лени, которая побеждает и склоняет его разум к таким доводам, чтобы он не слушал мудрецов и людей с верным пониманием. И об этом буквально вопиет Шломо (Притчи 26:16): «Лентяй в собственных глазах мудрее семи царских советников»[1]. Лень не позволяет ему даже прислушаться к словам наставляющих его, и он считает всех заблудшими и глупцами, а себя одного — мудрецом.

И вот важнейшее правило, проверенное теми, кто стремится воспитать в себе качество воздержания: всякое облегчение [в законе] нуждается в проверке. Несмотря на то, что оно может быть правильным и необходимым, нередко оно в действительности оказывается советом дурного начала, плодом его хитростей. И потому всякое облегчение необходимо проверять тщательно и многократно. Если после всех проверок оно окажется правильным, тогда, несомненно, оно имеет силу.

Вывод: человеку нужно делать усилия над собой, дабы исполнять заповеди расторопно и избавиться от сковывающего его груза лени. [Пусть лучше он прибегнет к лени для борьбы со своими животными вожделениями, вся сладость которых преходяща и от которых остается лишь позор в мире будущем.] Обрати внимание, ведь за это качество [расторопность] восхваляются ангелы, о которых говорится (Псалмы 103:20): «Могучие силой, исполняющие слова Его, слушающие Его голос», и еще сказано (Иехезкель 1:14): «А хайот[2] [движутся] вперед и назад, и видом [подобны] молнии». Человек — это человек, а не ангел. Он не может достичь силы ангела, однако, несомненно, он обязан приблизиться к этой ступени настолько, насколько возможно. И царь Давид говорил, восхваляя свою долю (Псалмы 119:60): «Торопился я без промедления исполнять Твои заповеди».

 


 

[1] Перевод согласно объяснению «Мецудат Давид».

[2] Разновидность ангелов.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.