Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи, потомки пророков, знают в душе, что при наступлении субботы шалаш мира простирается над всем мирозданием

Субботняя ночь — категория богобоязненности, качество Ицхака

«Три заповеди в слове בראשית (В начале)… 3. Суббота. Из букв слова בראשית составляются слова ירא שבת, “боящийся субботы”» (ТикунейЗоар). «Ибо хранящий субботу называется богобоязненным, слова стиха “страшащиеся Моего Имени” толкуют, как говорящие о соблюдающих субботу. И сказано в Иерусалимском Талмуде: “Боязнь субботы — на простолюдинах. Человек представляет, как будто Царь Царей стоит над ним всю субботу, и боится, как бы не оступиться в нарушении субботы” (р. Цадок аКоэн).

Такова форма обращения мироздания в час освящения субботней ночи. Все посланничества возвращаются к Пославшему их, говоря: “Мы выполнили твое задание” в боязни и трепете по отношению к принятию их посланничества и в страхе при их возвышении обратно к своему корню. Таков и лик святого Израиля: “Каждого еврея сразу же при наступлении субботы охватывает страх и трепет. Аризаль считал, что трапеза в субботнюю ночь соответствует святости Ицхака… Человек представляет себе, как будто Всевышний стоит над ним, и его охватывает страх” (При Цадик).

“Суббота наступления субботы — это страх, и пребывает в ней страх” (Зоар).

“Перед Ним будем мы служить в боязни и страхе” — из вечерней молитвы в субботу.

“Распростирающий шалаш мира”

Евреи, потомки пророков, знают в душе, что при наступлении субботы шалаш мира простирается над всем мирозданием. Царство Всевышнего пребывает в нижних мирах: “Сотворенные материальные объекты, такие как солнце, луна, звезды, земля и живущие на ней — все изменяется в субботний день, и все наполняется светом святости субботы” (Сидур раби Моше Кордоверо). Они разумеют корень того, что “ворота внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты в шесть рабочих дней, а в день субботний откроются”, и тогда свет эманации святости распространяется на все мироздание». «Иди и смотри: когда освящается день при наступлении субботы, шалаш мира пребывает и распростирается в мире. Что есть шалаш мира? Это суббота… Ведь когда пробуждается ее святость в мире, дух нечистоты не пробуждается с ней, и одно устраняется из-за другого. И тогда мир находится под высшей защитой, и не нужно молиться об охранении, например произносить “Хранящий народ Израиля вечно”, как в будни» (Зоар).

Тогда святой народ охватывает богобоязненность «со стороны святости страха и трепета, которых евреи достигают сразу при наступлении субботы и говорят: “Перед Ним будем служить в страхе и трепете, и святость богобоязненности устраняет все недобрые мысли из сердца”» (При Цадик). …Аннулирование всех чуждых мыслей и страстей, оставляя только страсть невесты навстречу Царю. Это святая богобоязненность, приводящая к высшей любви, — ведь «нет любви в месте страха, и страха в месте любви, но лишь только в качествах Всевышнего».

Храни, чтобы освящать его

«Ночью — “поле яблок”, то есть страсть, которая является качеством женского начала, как известно» (Цидкат аЦадик). Сыны ее выходят в поля, чтобы встретить ее, и Мудрецы в духе святости установили принимать лик субботы, читая отрывки из Псалмов, смысл которых — раскрытие Царства Всевышнего в мире.

Еще засветло пробуждается ощущение святости, и это любовное томление меняет обычное поведение человека. Написано: «И будут хранить сыны Израиля субботу, делать субботу на все свои поколения…» Это означает — готовить вещи в честь субботы… Здесь мы видим указание, что человек должен сам делать вещи, нужные для субботы, в честь субботы, и даже если у него есть много слуг, он должен сам подготовить что-то для субботы. Как сказано в Гемаре: рав Папа обжигал голову барана, Рава солил рыбу (в честь субботы).


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его