Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть Субботы Творения: раскрытие силы Царства Творца в мире материальной природы

«А в седьмой день покоился и отдыхал (וינפש). Имеется в виду, что в субботу Бог сотворил душу (נפש) мира, от которой жизненная сила распространяется всем творениям» (Ор аХаим).

«Трем субботам (Суббота Творения, Суббота дарования Торы и Грядущая Суббота) соответствуют три категории души: нефеш, руах и нешама, которые располагаются одна над другой. Десятью Речениями был создан мир, но его существование зависело от Десятисловия, и он ждал, будет ли оно принято. А в Десяти Речениях целью был человек: “И стал человек душою (нефеш) живою” — это уровень нефеш» (Шла).

Категория нефеш — самая низкая из всех, она сопряжена с телом. Так это в человеке — микрокосме, и так во всем мироздании: «Нижняя из них — это нефеш, и это сила Всевышнего в мире, видимая нашими глазами, в небе и земле и всех наполняющих их, — ведь управление ими и их жизнь и существование — только от Всевышнего» (Шла).

В этом суть Субботы Творения: раскрытие силы Царства Творца в мире материальной природы — «сопряжения с телом». Суббота освещает внутреннюю духовную суть сотворения природы Шести дней. Поймите все это правильно.

Человек — душа мироздания

«А в Десяти Речениях целью был человек: “И стал человек душою (нефеш) живою” — это уровень нефеш» Подобно тому, как суббота, последний день творения, есть форма творения и его цель, так человек, созданный последним, является категорией «субботы» мироздания, ее формой. «Во всех вещах форма приходит последней, а материя раньше, ибо форма приносит совершенство и ей достойно быть последней. И потому человек сотворен последним из всех творений, как мы объясняли выше, что человек есть форма, а она приходит последней» (Маараль). Человек — создание, которое воцаряет Творца над собой и над всем миром. И он раскрывает славу царства Всевышнего в нижнем мире, подобно субботе — дню раскрытия царства Всевышнего в мироздании. И подобно тому, как суббота дает жизненную силу шести будним дням, так человек является причиной всего изобилия жизненной силы в мироздании, — в этом и заключается тайна «образа Бога», как объясняется в первой части Нефеш аХаим.

И потому создание человека должно было произойти в субботний день. «Ибо в него (в субботний день) покоился от всей работы, которую сотворил Бог, чтобы делать» — объясняется так: Всевышний обновляет каждый день, постоянно, дело творения, и обновление дела творения на субботу приготовлено со вчерашнего дня. А в субботний день воздерживался также и от него, и потому сказано «от всей». И пойми это» (Виленский Гаон). Сфат Эмет объясняет подробнее: «Сказано: Работу, которую должен был сделать в субботу, удвоил и сделал в пятницу». А в пятницу были сделаны два творения: животные и люди. Выходит, что сотворение человека должно было произойти в святую субботу… И потому сказано: «Покоился от всей работы, которую сотворил Бог…»

Царь Давид — категория субботы

«Царь Давид находится на ступени субботы, как известно знающим».

«Ибо семь пастырей соответствуют семи дням Творения, а царь Давид соответствует субботнему дню» (раби Цадок аКоэн).

Источник этой концепции объясняется в Зоаре: «И завершил Бог в день седьмой — это суббота, и это четвертая нога Трона». Отношение качества Малхут к Давиду объяснено в нашей предыдущей книге «Знание Молитвы». Здесь же мы приведем вкратце только принципы, имеющие отношение к теме субботы.

«Уровень царя Давида — это уровень богобоязненности». Это царство Общины Израиля. Ведь при виде царей Израиля благословляют: «Благословен Тот, Кто уделил от Своей славы боящимся Его». Ведь в них — наибольший страх перед Богом. Ибо качество Царства Небес, оно же — качество страха перед Творцом, знаменует царя, и тогда атрибут Малхут находится на своем месте… Таков уровень Давида, главы царей Израиля». Это качество «охранения», уровень богобоязненности, являющийся вратами получения воздействия субботы — первый аспект.

«Поскольку вещь, которая имеет сильную реальность в мире, называется “домом”, постоянным зданием. Потому царство называется “домом”. Поэтому назвал царство дома Давида “шалашом”, поскольку царство дома Давида — Божественное царство, в отличие от других, профанных царств, и потому не назвали его домом, постоянным зданием, как природные вещи, которые постоянны в мире. Но Божественные вещи в этом мире не постоянны, они временны, как временный шалаш» (Маараль). Когда наступает ночь субботы, Община Израиля добавляет просьбу в молитве: «И распростри над нами шалаш Своего мира». Это мольба о раскрытии божественного царства в мире — второй аспект.

Существование царств народов мира связано с силой высших ангелов — эгрегоров, назначенных над ними. Через них Творец управляет их естественной историей. Но царство Общины Израиля — от Бога, ее бытие — выше этой природной реальности. И подобно сукке — шалашу, сидящий в котором пребывает в «тени веры», так обетование существования Израиля — это крылья Шехины, укрывающей их. Таков корень благословения субботы, которое продолжается и во все будние дни — источник его энергии выше ограниченной природной структуры. И потому Израиль, который управляется не природой, а личным Провидением Творца, принимает изобилие субботнего благословения: «Ибо нет заранее предначертанной судьбы (мазаль) у Израиля, а суббота — дочь царя, и она — супруга Израиля. Ибо нет у нее ничего от себя, а только со стола Царя, и она выше предначертания (мазаля)» (раби Авраам сын Виленского Гаона) — третий аспект.

«Его царство уподоблено луне, и в будущем оно обновится, подобно ей. И Собрание Израиля вновь прилепится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем. Поэтому при освящении нового месяца радуются и пляшут, как на свадьбе» (Шулхан арух). Это возвращение Супруга Израиля, этот день подобен радости бракосочетания Собрания Израиля и его Друга: «…и в день вашей радости» — это суббота (Сифри) — четвертый аспект.

Выше объяснялось, что атрибут Малхут — четвертое колесо в Колеснице, цель и печать всех остальных качеств управления. Она — их упокоение, это качество Давида: «Знай, что Давид был субботой для мира, и это потому, что суббота есть прекращение и упокоение. Ведь само слово шабат означает прерывание и прекращение действия, и продолжительность человеческой жизни все время уменьшалась до времени Давида, когда этот процесс прекратился и средняя продолжительность жизни установилась на семидесяти годах. И так осталось навсегда, и потому Давид в этом смысле уподоблен субботнему дню, так как он — прекращение и упокоение в мире. Потому он умер в седьмой день, ибо правильно, чтобы его последним днем была суббота, раз он был уподоблен субботе» (Маараль) — пятый аспект.

«Малхут соответствует (нижней витальной душе в человеке, называемой) нефеш» (Маараль). Именно Малхут связывает Царство Небес с обитателями нижнего мира, миром Действия. Малхут дает форму — внутреннее содержание, единство и цель для собирания всех разбросанных частностей. Этот атрибут, подобно душе в теле, превращает народ в единую структуру. Малхут раскрывает в народе — и в сотворении природы — отношение к духовному аспекту, который находится выше материального мира и вне его. Такова категория Субботы Творения, как мы объясняли выше. Таково и качество Давида, царя-помазанника: «Царь Давид — это уровень нефеш, как сказано в Зоаре о стихе “И всей душою (нефеш) твоею — это Давид”» — шестой аспект.

«Царь Давид — это ступень Субботы» (раби Цадок аКоэн).


При всем священном отношению к браку иудаизм не знает запрета на развод. Однако, чтобы развестись, должны быть очень веские причины, и, чтобы развод не казался в глазах людей таким уж легким делом, еврейская процедура развода предусматривает выполнение определенных правил, без которых развод считается недействительным. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 145. Законы женитьбы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 356-360

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет возвращать бывшую жену, если она побывала замужем за другим, и др.

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Свадьба

Хаим Донин

Две части, из которых состоит церемония