Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть Субботы Творения: раскрытие силы Царства Творца в мире материальной природы

«А в седьмой день покоился и отдыхал (וינפש). Имеется в виду, что в субботу Бог сотворил душу (נפש) мира, от которой жизненная сила распространяется всем творениям» (Ор аХаим).

«Трем субботам (Суббота Творения, Суббота дарования Торы и Грядущая Суббота) соответствуют три категории души: нефеш, руах и нешама, которые располагаются одна над другой. Десятью Речениями был создан мир, но его существование зависело от Десятисловия, и он ждал, будет ли оно принято. А в Десяти Речениях целью был человек: “И стал человек душою (нефеш) живою” — это уровень нефеш» (Шла).

Категория нефеш — самая низкая из всех, она сопряжена с телом. Так это в человеке — микрокосме, и так во всем мироздании: «Нижняя из них — это нефеш, и это сила Всевышнего в мире, видимая нашими глазами, в небе и земле и всех наполняющих их, — ведь управление ими и их жизнь и существование — только от Всевышнего» (Шла).

В этом суть Субботы Творения: раскрытие силы Царства Творца в мире материальной природы — «сопряжения с телом». Суббота освещает внутреннюю духовную суть сотворения природы Шести дней. Поймите все это правильно.

Человек — душа мироздания

«А в Десяти Речениях целью был человек: “И стал человек душою (нефеш) живою” — это уровень нефеш» Подобно тому, как суббота, последний день творения, есть форма творения и его цель, так человек, созданный последним, является категорией «субботы» мироздания, ее формой. «Во всех вещах форма приходит последней, а материя раньше, ибо форма приносит совершенство и ей достойно быть последней. И потому человек сотворен последним из всех творений, как мы объясняли выше, что человек есть форма, а она приходит последней» (Маараль). Человек — создание, которое воцаряет Творца над собой и над всем миром. И он раскрывает славу царства Всевышнего в нижнем мире, подобно субботе — дню раскрытия царства Всевышнего в мироздании. И подобно тому, как суббота дает жизненную силу шести будним дням, так человек является причиной всего изобилия жизненной силы в мироздании, — в этом и заключается тайна «образа Бога», как объясняется в первой части Нефеш аХаим.

И потому создание человека должно было произойти в субботний день. «Ибо в него (в субботний день) покоился от всей работы, которую сотворил Бог, чтобы делать» — объясняется так: Всевышний обновляет каждый день, постоянно, дело творения, и обновление дела творения на субботу приготовлено со вчерашнего дня. А в субботний день воздерживался также и от него, и потому сказано «от всей». И пойми это» (Виленский Гаон). Сфат Эмет объясняет подробнее: «Сказано: Работу, которую должен был сделать в субботу, удвоил и сделал в пятницу». А в пятницу были сделаны два творения: животные и люди. Выходит, что сотворение человека должно было произойти в святую субботу… И потому сказано: «Покоился от всей работы, которую сотворил Бог…»

Царь Давид — категория субботы

«Царь Давид находится на ступени субботы, как известно знающим».

«Ибо семь пастырей соответствуют семи дням Творения, а царь Давид соответствует субботнему дню» (раби Цадок аКоэн).

Источник этой концепции объясняется в Зоаре: «И завершил Бог в день седьмой — это суббота, и это четвертая нога Трона». Отношение качества Малхут к Давиду объяснено в нашей предыдущей книге «Знание Молитвы». Здесь же мы приведем вкратце только принципы, имеющие отношение к теме субботы.

«Уровень царя Давида — это уровень богобоязненности». Это царство Общины Израиля. Ведь при виде царей Израиля благословляют: «Благословен Тот, Кто уделил от Своей славы боящимся Его». Ведь в них — наибольший страх перед Богом. Ибо качество Царства Небес, оно же — качество страха перед Творцом, знаменует царя, и тогда атрибут Малхут находится на своем месте… Таков уровень Давида, главы царей Израиля». Это качество «охранения», уровень богобоязненности, являющийся вратами получения воздействия субботы — первый аспект.

«Поскольку вещь, которая имеет сильную реальность в мире, называется “домом”, постоянным зданием. Потому царство называется “домом”. Поэтому назвал царство дома Давида “шалашом”, поскольку царство дома Давида — Божественное царство, в отличие от других, профанных царств, и потому не назвали его домом, постоянным зданием, как природные вещи, которые постоянны в мире. Но Божественные вещи в этом мире не постоянны, они временны, как временный шалаш» (Маараль). Когда наступает ночь субботы, Община Израиля добавляет просьбу в молитве: «И распростри над нами шалаш Своего мира». Это мольба о раскрытии божественного царства в мире — второй аспект.

Существование царств народов мира связано с силой высших ангелов — эгрегоров, назначенных над ними. Через них Творец управляет их естественной историей. Но царство Общины Израиля — от Бога, ее бытие — выше этой природной реальности. И подобно сукке — шалашу, сидящий в котором пребывает в «тени веры», так обетование существования Израиля — это крылья Шехины, укрывающей их. Таков корень благословения субботы, которое продолжается и во все будние дни — источник его энергии выше ограниченной природной структуры. И потому Израиль, который управляется не природой, а личным Провидением Творца, принимает изобилие субботнего благословения: «Ибо нет заранее предначертанной судьбы (мазаль) у Израиля, а суббота — дочь царя, и она — супруга Израиля. Ибо нет у нее ничего от себя, а только со стола Царя, и она выше предначертания (мазаля)» (раби Авраам сын Виленского Гаона) — третий аспект.

«Его царство уподоблено луне, и в будущем оно обновится, подобно ей. И Собрание Израиля вновь прилепится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем. Поэтому при освящении нового месяца радуются и пляшут, как на свадьбе» (Шулхан арух). Это возвращение Супруга Израиля, этот день подобен радости бракосочетания Собрания Израиля и его Друга: «…и в день вашей радости» — это суббота (Сифри) — четвертый аспект.

Выше объяснялось, что атрибут Малхут — четвертое колесо в Колеснице, цель и печать всех остальных качеств управления. Она — их упокоение, это качество Давида: «Знай, что Давид был субботой для мира, и это потому, что суббота есть прекращение и упокоение. Ведь само слово шабат означает прерывание и прекращение действия, и продолжительность человеческой жизни все время уменьшалась до времени Давида, когда этот процесс прекратился и средняя продолжительность жизни установилась на семидесяти годах. И так осталось навсегда, и потому Давид в этом смысле уподоблен субботнему дню, так как он — прекращение и упокоение в мире. Потому он умер в седьмой день, ибо правильно, чтобы его последним днем была суббота, раз он был уподоблен субботе» (Маараль) — пятый аспект.

«Малхут соответствует (нижней витальной душе в человеке, называемой) нефеш» (Маараль). Именно Малхут связывает Царство Небес с обитателями нижнего мира, миром Действия. Малхут дает форму — внутреннее содержание, единство и цель для собирания всех разбросанных частностей. Этот атрибут, подобно душе в теле, превращает народ в единую структуру. Малхут раскрывает в народе — и в сотворении природы — отношение к духовному аспекту, который находится выше материального мира и вне его. Такова категория Субботы Творения, как мы объясняли выше. Таково и качество Давида, царя-помазанника: «Царь Давид — это уровень нефеш, как сказано в Зоаре о стихе “И всей душою (нефеш) твоею — это Давид”» — шестой аспект.

«Царь Давид — это ступень Субботы» (раби Цадок аКоэн).


Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбор Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Кицур Шульхан Арух 188. Законы о вещи, данной на хранение

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух