Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поистине, хорошо, когда ты радуешься милосердию Всевышнего. Но знай, что при этом необходимо избежать одной распространенной ошибки.

Сказал мне один человек из Дома Учения: «Я благодарю Б-га за то, что вы поднялись с больничной кровати и чувствуете себя лучше». И я ответил ему следующим рассуждением.

Поистине, хорошо, когда ты радуешься милосердию Всевышнего. Но знай, что при этом необходимо избежать одной распространенной ошибки. Когда состояние больного улучшается, люди обычно радуются этому и уже не сострадают ему как прежде. Однако это неправильно! Пока больной полностью не выздоровел, необходимо продолжать о нем волноваться и заботиться. Ведь он еще не до конца излечился и все еще страдает от своей болезни, поэтому людям следует продолжать разделять его горе. Причина этой ошибки заключается в следующем: люди, как правило, не ощущают боли другого, если только с ними самими, упаси Б-г, не произошло какого-либо из ряда вон выходящего несчастья. Поэтому, когда человек узнает, что больной поднялся со своего ложа, его сердце успокаивается, и он перестает сочувствовать ближнему. Не таков путь человека, разделяющего с другими их ношу, — он старается ощутить, насколько это только возможно, страдание ближнего, не ограничиваясь своими природными склонностями. Поэтому, пока больной полностью не поправится, необходимо по-прежнему ему сочувствовать.

И вот доказательство тому. Ривка проявила милосердие по отношению к Элиэзеру, начерпав воды для его верблюдов, чтобы путнику не пришлось этого делать самому, хотя для рабов Авраама это не составляло особого труда. И все же иначе она не стала бы ни женой нашего праотца Ицхака, ни матерью нашего праотца Яакова, ни праматерью всей Общины Израиля. Посмотри же, как велика награда, дарованная тому, кто разделяет с другими их ношу даже в самом малозначимом! И сколь бесчувственен человек, не сострадающий другому, упаси Б-г, в его большой беде! А после этого рассуждения я отметил: «Смотри, как велика сила Мусара, даже когда его идеи изложены предельно лаконично. Сколько ты сейчас приобрел знания, которое сохранится у тебя на всю твою жизнь!»

Поразительно, как важно разделить с другими их ношу согласно Учению Мусар [23]!


[23] «Если некто не понимает важности человека в глазах благословенного Создателя и весь мир со всеми обитателями для него — как загон для скота, то страх покинет его сердце. Все свои дни он будет лишен мудрости трепета перед Б-гом и не побоится нарушить запрет “словесной обиды”, может публично оскорбить ближнего, возвеличиться за счет унижения другого, клеветать, притеснять вдову и сироту, ненавидеть людей, радоваться чужому несчастью, ожесточать сердце и отводить руку от бедного, завидовать, обманывать, поступать неправедно, посягать на чужое имущество, мстить и затаивать злобу, пренебрегать уважением к отцу и учителю, втайне уязвлять ближнего, злословить, сеять раздоры и тому подобное. Такой человек не побоится греха, необдуманно и легкомысленно совершая поступки, требующие трепетного и глубокого осмысления, — ведь он недостаточно осознает важность мира и населяющих его людей. И окажется, что в большинстве его дел и путей у него нет трепета перед Б-гом!» (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 60).

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


При всем священном отношению к браку иудаизм не знает запрета на развод. Однако, чтобы развестись, должны быть очень веские причины, и, чтобы развод не казался в глазах людей таким уж легким делом, еврейская процедура развода предусматривает выполнение определенных правил, без которых развод считается недействительным. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 145. Законы женитьбы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 356-360

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет возвращать бывшую жену, если она побывала замужем за другим, и др.

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Свадьба

Хаим Донин

Две части, из которых состоит церемония