Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-жественное Учение подробно рассказывает о жизни Моше, чтобы мы узнали, что не случайно он был избран для вызволения еврейского народа из Египта

В начале повествования об Исходе из Египта, перед откровением на горе Хорев, где Всевышний предстал перед Моше при явлении несгорающего терновника[1], Тора подробно описывает жизнь Моше рабейну: «И было в те дни: и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяготы…»[2]Раши объясняет: «“и вырос Моше” означает, что фараон назначил его правителем в царском дворце»[3]. При этом благодарность, которую Моше естественным образом испытывал к фараону, не помешала ему сохранить верность своему народу: «и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяготы…»[4] Раши объясняет: «Он обратил к ним свои глаза и сердце, сочувствуя им в их страданиях»[5]. Всей своей душой Моше переживал за еврейский народ в его бедствиях, поскольку увиденное проникает в сердце глубже, чем услышанное. Он стремился во всем разделить тяготы своих братьев, как будто сам испытывал гнет египетского рабства. Именно это имеет в виду Мишна в трактате Авот, говоря о ступенях обретения Торы: «разделить с другим его ношу»[6]. Достигнув этого уровня, человек при любой возможности будет неизменно действовать на благо людям. Позже Тора открывает нам, что Моше не только разделял ношу всего народа, но и старался облегчить участь каждого еврея в отдельности: «и увидел египтянина, который бьет еврея из братьев его…»[7] Тора подчеркивает, что Моше относился к каждому еврею как к своему брату. Затем следует рассказ о том, что Моше не только спас еврея от рук надсмотрщика-египтянина, но и пытался примирить двух споривших между собой евреев: «и сказал злодею: почему ты бьешь ближнего своего?»[8] Моше разделил с обиженным его ношу и защитил его от обидчика. Далее Тора повествует о том, что Моше поступал так не только в стране, где родился и жил в привычных для него условиях, но и в Мидьяне, где был изгнанником и скитальцем, пришельцем и беглецом, спасавшимся от рук фараона, приговорившего его к смерти. Он заступился за дочерей Итро, увидев, что их притесняют местные пастухи, отгоняя их стада от водопоя: «И встал Моше, и спас их»[9]. Даже проживая в чужом краю, он по-прежнему «ненавидел корысть» и «был непримирим к беззаконию», — пишет Рамбан в комментарии на главу Итро[10]. И там же говорится о том, что Моше не только защитил дочерей священника Мидьяна от их притеснителей, но также помог им и «напоил их скот»[11].

Б-жественное Учение столь подробно рассказывает о жизни Моше, еще до того как Всевышний послал его спасти евреев от рук фараона, дабы мы узнали, что не случайно он был избран для вызволения еврейского народа из Египта и получения Торы на горе Синай. Эта миссия была возложена на Моше, потому что он обладал способностью «разделить с другим его ношу», что является одной из ступеней обретения Торы.

Затем Тора повествует о том, что Всевышний открылся Моше в несгорающем терновнике, дав ему тем самым понять, что Он, благословенный, тоже, если только можно так сказать, переносит страдания вместе с еврейским народом. Тора показывает нам, что Моше с юности стремился следовать путями Б-га, как сказано: «и ходи Его путями»[12]. Как Он милосерден и жалостлив, так же и ты будь милосерден и жалостлив, как сказано: «и будет, если он возопит ко Мне, то Я услышу, ибо милостив Я»[13].

Теперь же перейдем к практическому знанию. В Торе в книге Шмот сказано: «И пошли Моше и Аарон, и собрали всех старейшин сынов Израиля… И поверил народ и услышал, что вспомнил Г-сподь сынов Израиля…»[14] Далее говорится: «А после этого пришли Моше и Аарон и обратились к фараону: так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: отпусти народ Мой…»[15] В связи с этим возникает вопрос: не лучше ли им было вначале пойти к царю Египта и лишь затем сообщить евреям, что они пришли к фараону и сказали ему: «Отпусти народ Мой»? Ведь они явились к могущественному правителю Египта, не испросив его позволения, при том, что Моше еще прежде был приговорен им к смертной казни, — как же фараон мог оставить его в живых, если не в результате несомненного чуда? Ведь требование Моше являлось небывалым восстанием против могущественного царства: «Отпусти народ Мой!» Поэтому то, что фараон не казнил Моше, оказалось явным чудом, известие о котором стало надеждой и утешением для всего Израиля. Почему же Моше собрал евреев перед этим, а не после? Объяснение этому может быть только одно: евреи не заслуживали бы избавления, не будь у них заслуги искренней веры. Если бы Моше и Аарон сразу пришли во дворец фараона, такого явного чуда бы не произошло. Поэтому вначале Моше рассказал евреям о приближающемся освобождении, и Тора пишет: «И поверил народ, и услышал, что вспомнил Г-сподь сынов Израиля…»[16]Тора говорит: «И после этого, — после того, как они поверили, — Моше и Аарон пришли к фараону»[17]. Не будь у евреев столь глубокой веры, Моше и Аарон не были бы допущены к правителю и не смогли бы потребовать от него: «Отпусти народ Мой!» Только в результате проявления Израилем глубокой веры Моше и Аарон смогли восстать против фараона, и тот уже не мог им противостоять.

Если мы внимательно изучим повеление Б-га, данное Моше, то своими глазами увидим, что оно следует именно этому порядку. Вначале Всевышний указал Моше конечную цель возложенной на него миссии: «А теперь иди, и Я посылаю тебя к фараону, и ты выведешь Мой народ, сынов Израиля, из Египта»[18]. А после этого Б-г сообщил Моше, что он должен будет сказать Израилю: «Б-г ваших отцов послал меня к вам…»[19] Моше было заповедовано провозгласить Четырехбуквенное Б-жественное имя еврейскому народу и возвестить о приближающемся Избавлении. Всевышний указал ему точный порядок действий, согласно которому и произошел Исход: «Пойди и собери старейшин Израиля, и скажи им: Г-сподь, Б-г ваших отцов явился мне — Б-г Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил, вспомнил Я вас и содеянное вам в Египте»[20]. И дальше: «И они внемлют голосу твоему…»[21], — поверят в то, что ты им скажешь, согласно объяснению Раши: «Им издавна было известно, что именно эти слова будут признаком приближающегося Избавления». Они поверят тебе и обретут заслугу искренней веры: «А после этого пришли Моше и Аарон и сказали фараону: так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: отпусти народ Мой…»[22] И Моше с Аароном действовали именно в этом порядке: вначале они собрали старейшин Израиля, и поверил народ, и лишь после этого Моше и Аарон пошли к фараону, чтобы вывести евреев из Египта.

Таков порядок Избавления: вначале — разделение с другими их ноши, затем Б-жественное откровение в образе несгорающего терновника, далее — послание Моше, заслуга веры в Творца и чудесное спасение. И вот, Исход из Египта — это прообраз грядущего Избавления. Если мы удостоимся подготовиться к нему в таком же порядке, будет нам благо и в этом мире, и в Грядущем. Амен, да будет такова Его воля!


[1] «Идея обновления мироздания, то есть отмены законов природы, проявилась в чуде несгорающего терновника: “И явился ему (Моше) ангел Г-спода в пламени из куста терновника. И он увидел: вот терновник горит в огне, но не сгорает” (Шмот 3:2). Когда стих Торы говорит здесь об “ангеле Г-спода”, он подразумевает славу Шехины. Ниже мы увидим это из прямого смысла стихов Торы и из слов комментаторов о том, что в определенных случаях выражение “ангел Г-спода” Тора относит к славе Шехины. Эта история показывает нам, что все законы природы и мироздания были полностью лишены присущих им свойств, отменены, и в мире проявилось Б-жественное управление посредством Четырехбуквенного имени. Ведь будет неверно предположить, что именно этот куст терновника был изначально наделен особой способностью противостояния силе огня, и что его способность была заложена в мироздание как особый закон. Не было никакой причины вводить такой закон в Творение и лишать огонь его природной силы! Почему же терновник не сгорал в огне? Здесь явно проявилось Б-жественное управление через обновление реальности. В этот момент законы и ограничения природы прекращают свое существование, и силы природы совершенно не способны действовать. Проявляется лишь одна сила Творения — воля Б-га». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Провидение»).

[2] Шмот 2:11.

[3] Раши, там же.

[4] Шмот 2:11.

[5] Раши, там же.

[6] Авот 6:6.

[7] Шмот 2:11.

[8] Шмот 2:13.

[9] Шмот 2:17.

[10] См. Рамбан, Шмот 18:21.

[11] Шмот 18:21.

[12] Дварим 28:9.

[13] Шмот 22:26.

[14] Шмот 6:29, 31.

[15] Шмот 5:1.

[16] Шмот 6:31.

[17] Шмот 5:1.

[18] Шмот 3:10.

[19] Шмот 3:13.

[20] Шмот 3:16.

[21] Шмот 3:18.

[22] Шмот 5:1.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше