Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-жественное Учение подробно рассказывает о жизни Моше, чтобы мы узнали, что не случайно он был избран для вызволения еврейского народа из Египта

В начале повествования об Исходе из Египта, перед откровением на горе Хорев, где Всевышний предстал перед Моше при явлении несгорающего терновника[1], Тора подробно описывает жизнь Моше рабейну: «И было в те дни: и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяготы…»[2]Раши объясняет: «“и вырос Моше” означает, что фараон назначил его правителем в царском дворце»[3]. При этом благодарность, которую Моше естественным образом испытывал к фараону, не помешала ему сохранить верность своему народу: «и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяготы…»[4] Раши объясняет: «Он обратил к ним свои глаза и сердце, сочувствуя им в их страданиях»[5]. Всей своей душой Моше переживал за еврейский народ в его бедствиях, поскольку увиденное проникает в сердце глубже, чем услышанное. Он стремился во всем разделить тяготы своих братьев, как будто сам испытывал гнет египетского рабства. Именно это имеет в виду Мишна в трактате Авот, говоря о ступенях обретения Торы: «разделить с другим его ношу»[6]. Достигнув этого уровня, человек при любой возможности будет неизменно действовать на благо людям. Позже Тора открывает нам, что Моше не только разделял ношу всего народа, но и старался облегчить участь каждого еврея в отдельности: «и увидел египтянина, который бьет еврея из братьев его…»[7] Тора подчеркивает, что Моше относился к каждому еврею как к своему брату. Затем следует рассказ о том, что Моше не только спас еврея от рук надсмотрщика-египтянина, но и пытался примирить двух споривших между собой евреев: «и сказал злодею: почему ты бьешь ближнего своего?»[8] Моше разделил с обиженным его ношу и защитил его от обидчика. Далее Тора повествует о том, что Моше поступал так не только в стране, где родился и жил в привычных для него условиях, но и в Мидьяне, где был изгнанником и скитальцем, пришельцем и беглецом, спасавшимся от рук фараона, приговорившего его к смерти. Он заступился за дочерей Итро, увидев, что их притесняют местные пастухи, отгоняя их стада от водопоя: «И встал Моше, и спас их»[9]. Даже проживая в чужом краю, он по-прежнему «ненавидел корысть» и «был непримирим к беззаконию», — пишет Рамбан в комментарии на главу Итро[10]. И там же говорится о том, что Моше не только защитил дочерей священника Мидьяна от их притеснителей, но также помог им и «напоил их скот»[11].

Б-жественное Учение столь подробно рассказывает о жизни Моше, еще до того как Всевышний послал его спасти евреев от рук фараона, дабы мы узнали, что не случайно он был избран для вызволения еврейского народа из Египта и получения Торы на горе Синай. Эта миссия была возложена на Моше, потому что он обладал способностью «разделить с другим его ношу», что является одной из ступеней обретения Торы.

Затем Тора повествует о том, что Всевышний открылся Моше в несгорающем терновнике, дав ему тем самым понять, что Он, благословенный, тоже, если только можно так сказать, переносит страдания вместе с еврейским народом. Тора показывает нам, что Моше с юности стремился следовать путями Б-га, как сказано: «и ходи Его путями»[12]. Как Он милосерден и жалостлив, так же и ты будь милосерден и жалостлив, как сказано: «и будет, если он возопит ко Мне, то Я услышу, ибо милостив Я»[13].

Теперь же перейдем к практическому знанию. В Торе в книге Шмот сказано: «И пошли Моше и Аарон, и собрали всех старейшин сынов Израиля… И поверил народ и услышал, что вспомнил Г-сподь сынов Израиля…»[14] Далее говорится: «А после этого пришли Моше и Аарон и обратились к фараону: так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: отпусти народ Мой…»[15] В связи с этим возникает вопрос: не лучше ли им было вначале пойти к царю Египта и лишь затем сообщить евреям, что они пришли к фараону и сказали ему: «Отпусти народ Мой»? Ведь они явились к могущественному правителю Египта, не испросив его позволения, при том, что Моше еще прежде был приговорен им к смертной казни, — как же фараон мог оставить его в живых, если не в результате несомненного чуда? Ведь требование Моше являлось небывалым восстанием против могущественного царства: «Отпусти народ Мой!» Поэтому то, что фараон не казнил Моше, оказалось явным чудом, известие о котором стало надеждой и утешением для всего Израиля. Почему же Моше собрал евреев перед этим, а не после? Объяснение этому может быть только одно: евреи не заслуживали бы избавления, не будь у них заслуги искренней веры. Если бы Моше и Аарон сразу пришли во дворец фараона, такого явного чуда бы не произошло. Поэтому вначале Моше рассказал евреям о приближающемся освобождении, и Тора пишет: «И поверил народ, и услышал, что вспомнил Г-сподь сынов Израиля…»[16]Тора говорит: «И после этого, — после того, как они поверили, — Моше и Аарон пришли к фараону»[17]. Не будь у евреев столь глубокой веры, Моше и Аарон не были бы допущены к правителю и не смогли бы потребовать от него: «Отпусти народ Мой!» Только в результате проявления Израилем глубокой веры Моше и Аарон смогли восстать против фараона, и тот уже не мог им противостоять.

Если мы внимательно изучим повеление Б-га, данное Моше, то своими глазами увидим, что оно следует именно этому порядку. Вначале Всевышний указал Моше конечную цель возложенной на него миссии: «А теперь иди, и Я посылаю тебя к фараону, и ты выведешь Мой народ, сынов Израиля, из Египта»[18]. А после этого Б-г сообщил Моше, что он должен будет сказать Израилю: «Б-г ваших отцов послал меня к вам…»[19] Моше было заповедовано провозгласить Четырехбуквенное Б-жественное имя еврейскому народу и возвестить о приближающемся Избавлении. Всевышний указал ему точный порядок действий, согласно которому и произошел Исход: «Пойди и собери старейшин Израиля, и скажи им: Г-сподь, Б-г ваших отцов явился мне — Б-г Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил, вспомнил Я вас и содеянное вам в Египте»[20]. И дальше: «И они внемлют голосу твоему…»[21], — поверят в то, что ты им скажешь, согласно объяснению Раши: «Им издавна было известно, что именно эти слова будут признаком приближающегося Избавления». Они поверят тебе и обретут заслугу искренней веры: «А после этого пришли Моше и Аарон и сказали фараону: так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: отпусти народ Мой…»[22] И Моше с Аароном действовали именно в этом порядке: вначале они собрали старейшин Израиля, и поверил народ, и лишь после этого Моше и Аарон пошли к фараону, чтобы вывести евреев из Египта.

Таков порядок Избавления: вначале — разделение с другими их ноши, затем Б-жественное откровение в образе несгорающего терновника, далее — послание Моше, заслуга веры в Творца и чудесное спасение. И вот, Исход из Египта — это прообраз грядущего Избавления. Если мы удостоимся подготовиться к нему в таком же порядке, будет нам благо и в этом мире, и в Грядущем. Амен, да будет такова Его воля!


[1] «Идея обновления мироздания, то есть отмены законов природы, проявилась в чуде несгорающего терновника: “И явился ему (Моше) ангел Г-спода в пламени из куста терновника. И он увидел: вот терновник горит в огне, но не сгорает” (Шмот 3:2). Когда стих Торы говорит здесь об “ангеле Г-спода”, он подразумевает славу Шехины. Ниже мы увидим это из прямого смысла стихов Торы и из слов комментаторов о том, что в определенных случаях выражение “ангел Г-спода” Тора относит к славе Шехины. Эта история показывает нам, что все законы природы и мироздания были полностью лишены присущих им свойств, отменены, и в мире проявилось Б-жественное управление посредством Четырехбуквенного имени. Ведь будет неверно предположить, что именно этот куст терновника был изначально наделен особой способностью противостояния силе огня, и что его способность была заложена в мироздание как особый закон. Не было никакой причины вводить такой закон в Творение и лишать огонь его природной силы! Почему же терновник не сгорал в огне? Здесь явно проявилось Б-жественное управление через обновление реальности. В этот момент законы и ограничения природы прекращают свое существование, и силы природы совершенно не способны действовать. Проявляется лишь одна сила Творения — воля Б-га». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Провидение»).

[2] Шмот 2:11.

[3] Раши, там же.

[4] Шмот 2:11.

[5] Раши, там же.

[6] Авот 6:6.

[7] Шмот 2:11.

[8] Шмот 2:13.

[9] Шмот 2:17.

[10] См. Рамбан, Шмот 18:21.

[11] Шмот 18:21.

[12] Дварим 28:9.

[13] Шмот 22:26.

[14] Шмот 6:29, 31.

[15] Шмот 5:1.

[16] Шмот 6:31.

[17] Шмот 5:1.

[18] Шмот 3:10.

[19] Шмот 3:13.

[20] Шмот 3:16.

[21] Шмот 3:18.

[22] Шмот 5:1.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


В Торе сказано об обязанности жениться. Но что говорит Тора о многоженстве? Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа взгляд подход к этому вопросу не оставался статичным. Читать дальше