Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Грех познания привел к падению человека из чистого мира идей — категории пребывавшей в нем высшей души

Грех Древа Познания опустил человека и мироздание из мира идей в мир качеств

Сложность внутреннего принятия вышесказанного, огромное испытание, сопутствующее преодолению негативных качеств, несмотря на четкое знание их зазорности — проистекают из состояния человечества после греха Адама.

Рамбам объясняет, что уровень человека после греха изменился. Он опустился от выбора между истиной и ложью до выбора между добром и злом.

Присовокупим к этому слова Нефеш аХаим об уровне Адама до греха, когда его высшая душа пребывала в его теле, а после греха покинула его и только покрывает его сверху.

Грех познания привел к падению человека из чистого мира идей — категории пребывавшей в нем высшей души. Он спустился на уровень духа, системы качеств-эмоций, и приобщился к этому миру, который был для него одеяниями, а стал внутренней реальностью. И, как мы объясняли, качество даат способно переносить реальность человека, отрывать ее от внутренней действительности и присоединять к внешней со всей жизненной силой, так что эта связь становится жизненной реальностью, а ее разрыв — смертью.

Однако, как объясняется там в Нефеш аХаим, «ясные искры ее света сверкают от нее (высшей души) на голову человека, удостоившегося ее, каждый — по своему уровню и мере… и она дает человеку дополнительный рассудок для постижения». Мудрец Торы, прилепившийся к Древу жизни, Торе, удостаивается этого, он поднимает и возвышает свою реальность, чтобы приобщиться к ней, и тем самым он поднимается над системой качеств-эмоций и она становится для него одеяниями.

Корень данной концепции

Основа данной концепции объясняется там же, в Нефеш аХаим: уподобление человека Создателю, в чем и заключается базисный принцип всех законов Торы и законов знаний: ходить Его путями. Так начинает раби Моше Кордоверо свою книгу Томер Двора, которая занимается совершенствованием качеств характера: «Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — “образа” и “подобия”. Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: “прекрасный образ, но его дела безобразны”. Ибо главное в Высшем “образе” и “подобии” — это действия Творца».

А качества управления, через которые Творец раскрывается в управлении Своим миром, это одеяния для Его воли. Мудрец Торы, прилепившийся к миру идей, так что он стал его внутренней реальностью, а качества — ее одеянием, выполняет тем самым заповедь «ходить путями Всевышнего» и делает свою форму совершенной. Как пишет р.И.А.Хавер: «Сказали, что Тора облачает человека в скромность и богобоязненность. Тора называется одеяниями Всевышнего — это все Его качества, которыми Он раскрывается Своим созданиям. И когда человек занимается ею, он облачается буквально в одеяния Всевышнего и выходит в царском одеянии…»


Недельная глава Ваикра («И призвал») начинает описание видов жертвоприношений. Читать дальше

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

О смысле жертвы шламим

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Есть целый ряд ситуаций, при которых Тора обязывает приносить мирную жертву. Такое жертвоприношение помогает укрепиться в вере.

Совершая мицву, не делай ее за чужой счет. Ваикра

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваикра

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

В помощь изучающим Пятикнижие