Темы: Пасхальный седер, Молитва, Еда, Древо Познания, Кавана
Великий раввин-каббалист Цадок а-Коэн открыл тайну трансформации отношения людей к окружающему миру. Он утверждает, что первородный грех человечества состоит не в самом факте, что Адам и Хава вкусили запретный плод, а в том, каким именно образом они это сделали. А-Коэн пишет, что Древо познания добра и зла на самом деле не было деревом и вообще не являлось материальным объектом. Древо познания представляет собой, скорее манеру употребления пищи. Когда человек стремится получить от мира эгоистическое наслаждение, он выпадает из «поля зрения» Всевышнего и тем самым вкушает плод от Древа познания.
Согласно Торе, неврозы, личностные дисбалансы и неудовлетворенность жизнью — результат первородного греха бездуховного вкушения пищи. А нарушения в питании допускает каждый, потому что "питание" – это не просто процесс пережевывания и усвоения каких-либо продуктов. Материальное накопление, сексуальность, стремление к славе, жажда власти, употребление наркотиков, даже стремление привлечь к себе внимание – все это по сути своей различные формы «питания».
Пасхальный Седер – самое лучшее средство избавиться от нарушений такого рода. Единственный раз в году во время седера полагается съесть три вида пищи — мацу, горькие травы и афикоман (половины центральной мацы, которую прячут, потом находят и съедают в конце ужина), И это фактически становятся мицвой (духовной обязанностью). А мицва отличается непревзойденным свойством исцелять самые глубокие душевные раны.
В эти моменты между Небом и Землей устанавливается прочная связь, дающая человеку возможность изменить себя, свою душу и тело. Корень зла и нечистоты в каждой человеческой душе, этот врожденный инстинкт присвоения, тает под целительными лучами седера.
Для того чтобы эффективно использовать предоставляющуюся возможность, каждый из нас должен сосредоточиться на еде. При подготовке к Песаху необходимо уделить внимание тому, какие именно действия и мысли требуются от человека для создания возвышенной атмосферы. О чем вы будете молиться? Выберите молитву для того, чтобы повторять ее про себя в минуты, когда будете есть мацу, горькие травы и афикоман.
Вы можете молиться, прося Всевышнего, чтобы Он помог реализовать самую важную цель, которую вы поставили перед собой на этот год (к примеру, женитьба, рождение ребенка, завершение книги, которую вы пишете, или поиск новой хорошей работы). Возможно, вас больше заботит совершенствование вашей личности (к примеру, преодоление раздражительности или лени, нетерпеливости или медлительности). Вы можете молиться о собственном излечении или же об исцелении близкого вам человека. Ну и конечно, лучшего времени для молитвы об избавлении от настоящего пищевого расстройства вам не найти.
Можно так же размышлять о каком-нибудь стихе, отражающем ваши духовные стремления и желания (например "Прошу тебя, Творец, дай мне чистое сердце", или "Пожалуйста, укажи мне путь жизни", или "Всевышний превращает твои муки в блаженство, потому что Он любит тебя").
Следует заранее разработать и записать план ваших действий на время Седера. Возьмите копию этого плана с собой за стол. Вы должны съесть три блюда (мацу, горькие травы и афикоман) в молчании, сосредоточив все свое внимание на заблаговременно приготовленной молитве.
Чтобы бы вы ни избрали в качестве молитвы, семена ее упадут в самую глубину вашей души, где почва всегда богата, плод сладок, а урожай щедр. Пасхальный Седер – это наша возможность открыть самые глубокие тайники сердца навстречу целительному свету мудрости и любви Всевышнего.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?