Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авторитетный законоучитель, первый биограф Виленского Гаона

Раби Йеошуа-Эшиль бар Элияу-Зеев Левин (Алиёт Элияу; 5578-5644 /1818-1884 гг.) — авторитетный законоучитель, первый биограф Виленского Гаона.

Был женат на внучке руководителя воложинской ешивы р. Ицеле Воложинера. Отредактировал и подготовил к изданию книгу р. Хаима Воложинера Руах ахаим (Дыхание жизни).

Составил первое подробное жизнеописание Виленского Гаона. Эта книга, получившая название Алиёт Элияу («Восхождение Элияу»), вышла в свет в виленской типографии Й.-Р. Ромма в 5616 /1856/ году.

Основную часть биографических материалов предоставили ему р. Элияу Раголер и р. Давид Лурия из Быхова (Радаль), которые записали их со слов родственников, учеников и ближайших последователей Виленского Гаона. В предисловии к этой биографии составитель писал: «Мы хотим поведать об исключительной праведности Гаона и о святости его путей и поступков, …чтобы сердца всех людей потянулись за ним».

Р. Левин включил в свою книгу описания целого ряда «чудесных событий, превосходящих возможности человеческого понимания, …не упуская ничего из того, о чем поведали великие мудрецы — современники Гаона, наблюдавшие все описанные события своими глазами».

Эта часть книги, связанная с явлениями сверхъестественного порядка, вызвала насмешки и протесты со стороны «просветителей» — поскольку приведенные в книге многочисленные свидетельства разрушали созданный ими иллюзорный образ Гаона: рационалиста, философа и «первого просветителя».

В ответ на подобную критику р. Левин сказал одному из виленских «просветителей»: «Если вы не можете поверить в то, что я написал о жизни Гаона, …значит вы не верите и в те чудеса, о которых рассказывают мудрецы Талмуда: чудеса, произошедшие с раби Пинхасом бен Яиром, раби Ханиной бен Досой и другими праведниками древности. Вся проблема в том, что ваше сознание уже отравлено безверием и атеизмом. …Я должен сказать вам, что все, что я рассказал в книге Алиёт Элияу о мудрости и святости Виленского Гаона, лишь небольшая часть всей картины — ибо нет предела его величию: его могучий ум открывал ему сокровенные тайны, доступные прежде только мудрецам эпохи Мишны и Талмуда» (Р. Дов Элиах, Гаон с. 526).

Р. Левин отличался исключительной усидчивостью и усердием при изучении Торы.

Однажды его спросили, откуда он берет силы для стольких часов непрерывных занятий. Он ответил с легкой улыбкой: «В этом проявляется не усидчивость, а лень — когда я сажусь за Талмуд, мне уже лень подняться» (Гдолей адорот).

Плодом его талмудических исследований стали развернутые примечания к сборнику мидрашей Мидраш раба, а также книги Майеней Йеошуа (Родники Йеошуа) и Циюн Йерушалаим (Память Иерусалима).

В 5631 /1871/ году р. Левин стал главным раввином Праги.

В последние годы жизни он возглавлял ашкеназскую общину Парижа, заменив там р. Исраэля Салантера, последователем которого он являлся.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»