Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер
Авторитетный законоучитель, первый биограф Виленского Гаона

Раби Йеошуа-Эшиль бар Элияу-Зеев Левин (Алиёт Элияу; 5578-5644 /1818-1884 гг.) — авторитетный законоучитель, первый биограф Виленского Гаона.

Был женат на внучке руководителя воложинской ешивы р. Ицеле Воложинера. Отредактировал и подготовил к изданию книгу р. Хаима Воложинера Руах ахаим (Дыхание жизни).

Составил первое подробное жизнеописание Виленского Гаона. Эта книга, получившая название Алиёт Элияу («Восхождение Элияу»), вышла в свет в виленской типографии Й.-Р. Ромма в 5616 /1856/ году.

Основную часть биографических материалов предоставили ему р. Элияу Раголер и р. Давид Лурия из Быхова (Радаль), которые записали их со слов родственников, учеников и ближайших последователей Виленского Гаона. В предисловии к этой биографии составитель писал: «Мы хотим поведать об исключительной праведности Гаона и о святости его путей и поступков, …чтобы сердца всех людей потянулись за ним».

Р. Левин включил в свою книгу описания целого ряда «чудесных событий, превосходящих возможности человеческого понимания, …не упуская ничего из того, о чем поведали великие мудрецы — современники Гаона, наблюдавшие все описанные события своими глазами».

Эта часть книги, связанная с явлениями сверхъестественного порядка, вызвала насмешки и протесты со стороны «просветителей» — поскольку приведенные в книге многочисленные свидетельства разрушали созданный ими иллюзорный образ Гаона: рационалиста, философа и «первого просветителя».

В ответ на подобную критику р. Левин сказал одному из виленских «просветителей»: «Если вы не можете поверить в то, что я написал о жизни Гаона, …значит вы не верите и в те чудеса, о которых рассказывают мудрецы Талмуда: чудеса, произошедшие с раби Пинхасом бен Яиром, раби Ханиной бен Досой и другими праведниками древности. Вся проблема в том, что ваше сознание уже отравлено безверием и атеизмом. …Я должен сказать вам, что все, что я рассказал в книге Алиёт Элияу о мудрости и святости Виленского Гаона, лишь небольшая часть всей картины — ибо нет предела его величию: его могучий ум открывал ему сокровенные тайны, доступные прежде только мудрецам эпохи Мишны и Талмуда» (Р. Дов Элиах, Гаон с. 526).

Р. Левин отличался исключительной усидчивостью и усердием при изучении Торы.

Однажды его спросили, откуда он берет силы для стольких часов непрерывных занятий. Он ответил с легкой улыбкой: «В этом проявляется не усидчивость, а лень — когда я сажусь за Талмуд, мне уже лень подняться» (Гдолей адорот).

Плодом его талмудических исследований стали развернутые примечания к сборнику мидрашей Мидраш раба, а также книги Майеней Йеошуа (Родники Йеошуа) и Циюн Йерушалаим (Память Иерусалима).

В 5631 /1871/ году р. Левин стал главным раввином Праги.

В последние годы жизни он возглавлял ашкеназскую общину Парижа, заменив там р. Исраэля Салантера, последователем которого он являлся.


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье