Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы уметь разговаривать — научись молчать»Раби Менахем-Мендель из Ворки

Мы объяснили в первом размышлении, что молитва — это служение без действия: служение в сердце, акт приобщения мысли. «Мысль относится к категории души». Там же объяснялось, что в молитвенном служении человек поднимается к миру души и достигает ступени приобщения к Всевышнему. Здесь же мы объясним необходимость молиться вслух.

Почему молитву нужно произносить — подход Маараля

«Почему нужно молиться вслух, ведь Всевышний знает мысли людей, и достаточно было бы одной мысли? Но дело в том, что цель молитвы — восполнить имеющийся у человека недостаток. А человек считается человеком благодаря речи, а без нее он не человек. И когда человек не задействует речь и не просит вслух, он не заявляет о себе как о получателе… Но когда молится только в сердце, не называется, что он выражает свой недостаток со стороны своей бытности “живым говорящим”. Только если он абсолютный праведник, тогда он — чистый разум, и Всевышний отвечает ему, даже когда он взывает к Нему только в сердце» (Маараль).

Резюме: в размышлении Первом было сказано, что суть акта молитвы — предстояние перед Творцом в качестве недостающего. Это — правильное самовосприятие творения перед Всевышним, и этим исполняется закон «предстоять перед Царем». Тем самым молящийся удостаивается получить от Творца то, чего ему недостает. Он производит изменение в приговоре и судьбе и приводит на себя и на все мироздание жизнь и благословение.

Человек ведет все мироздание предстать перед Творцом в качестве «обладающего недостатком»

Для этого необходима молитва вслух. Ведь человек есть «говорящий». И если он хочет заявить о себе как о «недостающем», он должен представить свою суть, соединение души и тела — «говорящего» — перед Царем и выразить свой недостаток словами. Тем самым, человек, «говорящий», ведущий всего мироздания, которое зависит от него и получает через него воздействия, поскольку он соединяет высшие и низшие миры, определяет все мироздание в правильном виде, как как обладающее недостатком и стремящееся получить свою жизненную силу, существование и восполнение от Творца.

Так мы находим, что все мироздание ожидало молитвы человека, чтобы получить восполнение своего недостатка от Творца. «И человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «Когда закончилось сотворение мира в Шестой день, прежде, чем был сотворен человек, полевые травы еще не появились, а стояли на выходе из земли. И почему? “Ибо не дал Г-сподь Б-г дождь на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю” (Берешит 2:5)». «А почему не дал дождь? Поскольку нет человека, чтобы обрабатывать землю, и нет никого, кто бы знал о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру, помолился о нем, и пошел дождь, и выросли деревья и травы» (Раши). Человек «высказал» недостаток нижних миров перед Творцом.

Так и все мироздание, ожидающее своего полного исправления, зависит от упования и молитвы человека об этом: «Сказал страж: Утро настало, но и ночь… Если хотите просить, просите; приходите снова». (Йешаяу 21:12). «Сказал Страж, Всевышний: Пришло утро, и желаю Я озарить праведников освобождением; а ночь, тьм, ожидает злодеев». «Если будете просить» — если вы попросите ускорить конец времен».

Сущностная и содержательная связь между молитвой и речью

Молитва и речь связаны в своем внутреннем содержании. Ведь цель молитвы — приобщение и прилепление молящегося к Творцу. Человек, стоящий в молитве перед Всевышним, возносится со своего низменного уровня, и его душа поднимается в чертоги Святая святых, изливает себя перед своим Создателем в томлении и чистом желании прилепиться к Нему. Тем самым молящийся возвышает и приближает все ведомое его действиями мироздание к предстоянию, приближению и зависимости от Всевышнего — Жизни миров. Действие молитвы — соединение высших и нижних, как мы выучили из молитвы Адама.

Но в этом — в соединение высших и нижних — и состоит сущность речи и ее функция.

Человек произносимой молитвой соединяет небо и землю

Как уже объяснялось, нижние миры, «земля», испытывают недостаток, вследствие их отделения и отдаления от высших, «неба». «Небо» есть место совершенства, и оно ниспосылает на землю благодать и изобилие в материальном и духовном смысле. У земли нет ничего от себя. Сотворение человека из высших и нижних призвано сделать мир (шалом) — совершенство (шлемут) в мироздании. Это совершенство достигается объединением этих структур заново. В этом цель человека, «говорящего», «праведника — основы мира», который объединяет небо и землю. Речь есть точка соединения неба и земли. Акт молитвы также объединяет две эти структуры.

Посредством речи все мироздание предстает перед Творцом как обладающее недостатком, как сосуд, жаждущий наполнения, и это правильная форма предстояния следствия перед своей причиной, мироздания — перед Творцом.


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре