Из цикла «Даат тфила», темы: Речь, Материя, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Мы объяснили в первом размышлении, что молитва — это служение без действия: служение в сердце, акт приобщения мысли. «Мысль относится к категории души». Там же объяснялось, что в молитвенном служении человек поднимается к миру души и достигает ступени приобщения к Всевышнему. Здесь же мы объясним необходимость молиться вслух.
«Почему нужно молиться вслух, ведь Всевышний знает мысли людей, и достаточно было бы одной мысли? Но дело в том, что цель молитвы — восполнить имеющийся у человека недостаток. А человек считается человеком благодаря речи, а без нее он не человек. И когда человек не задействует речь и не просит вслух, он не заявляет о себе как о получателе… Но когда молится только в сердце, не называется, что он выражает свой недостаток со стороны своей бытности “живым говорящим”. Только если он абсолютный праведник, тогда он — чистый разум, и Всевышний отвечает ему, даже когда он взывает к Нему только в сердце» (Маараль).
Резюме: в размышлении Первом было сказано, что суть акта молитвы — предстояние перед Творцом в качестве недостающего. Это — правильное самовосприятие творения перед Всевышним, и этим исполняется закон «предстоять перед Царем». Тем самым молящийся удостаивается получить от Творца то, чего ему недостает. Он производит изменение в приговоре и судьбе и приводит на себя и на все мироздание жизнь и благословение.
Для этого необходима молитва вслух. Ведь человек есть «говорящий». И если он хочет заявить о себе как о «недостающем», он должен представить свою суть, соединение души и тела — «говорящего» — перед Царем и выразить свой недостаток словами. Тем самым, человек, «говорящий», ведущий всего мироздания, которое зависит от него и получает через него воздействия, поскольку он соединяет высшие и низшие миры, определяет все мироздание в правильном виде, как как обладающее недостатком и стремящееся получить свою жизненную силу, существование и восполнение от Творца.
Так мы находим, что все мироздание ожидало молитвы человека, чтобы получить восполнение своего недостатка от Творца. «И человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «Когда закончилось сотворение мира в Шестой день, прежде, чем был сотворен человек, полевые травы еще не появились, а стояли на выходе из земли. И почему? “Ибо не дал Г-сподь Б-г дождь на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю” (Берешит 2:5)». «А почему не дал дождь? Поскольку нет человека, чтобы обрабатывать землю, и нет никого, кто бы знал о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру, помолился о нем, и пошел дождь, и выросли деревья и травы» (Раши). Человек «высказал» недостаток нижних миров перед Творцом.
Так и все мироздание, ожидающее своего полного исправления, зависит от упования и молитвы человека об этом: «Сказал страж: Утро настало, но и ночь… Если хотите просить, просите; приходите снова». (Йешаяу 21:12). «Сказал Страж, Всевышний: Пришло утро, и желаю Я озарить праведников освобождением; а ночь, тьм, ожидает злодеев». «Если будете просить» — если вы попросите ускорить конец времен».
Молитва и речь связаны в своем внутреннем содержании. Ведь цель молитвы — приобщение и прилепление молящегося к Творцу. Человек, стоящий в молитве перед Всевышним, возносится со своего низменного уровня, и его душа поднимается в чертоги Святая святых, изливает себя перед своим Создателем в томлении и чистом желании прилепиться к Нему. Тем самым молящийся возвышает и приближает все ведомое его действиями мироздание к предстоянию, приближению и зависимости от Всевышнего — Жизни миров. Действие молитвы — соединение высших и нижних, как мы выучили из молитвы Адама.
Но в этом — в соединение высших и нижних — и состоит сущность речи и ее функция.
Как уже объяснялось, нижние миры, «земля», испытывают недостаток, вследствие их отделения и отдаления от высших, «неба». «Небо» есть место совершенства, и оно ниспосылает на землю благодать и изобилие в материальном и духовном смысле. У земли нет ничего от себя. Сотворение человека из высших и нижних призвано сделать мир (шалом) — совершенство (шлемут) в мироздании. Это совершенство достигается объединением этих структур заново. В этом цель человека, «говорящего», «праведника — основы мира», который объединяет небо и землю. Речь есть точка соединения неба и земли. Акт молитвы также объединяет две эти структуры.
Посредством речи все мироздание предстает перед Творцом как обладающее недостатком, как сосуд, жаждущий наполнения, и это правильная форма предстояния следствия перед своей причиной, мироздания — перед Творцом.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»