Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигает многих достоинств в этом мире и в мире будущем, как сказано: «Дар человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Мишлей 18; 16).»Пути праведников. Щедрость

«Известно в Зоаре и в писаниях Аризаля, что молитва есть исправление миров и возвышение их внутренней сути, — всех аспектов нефеш, руах, нешама в них, снизу вверх. Это происходит через прилепление и связь животной души человека (нефеш) с духом (руах), а духа — с высшей душой (нешама), а они связываются посредством движения губ в проговаривании слов молитвы, как сказали в Талмуде, что движение губ является действием. Это аспект нефеш в речи, а голос это сама речь, и она есть аспект нешамы в речи, и потому не выполняется обязанность молитвы посредством одной лишь мысли в сердце о словах молитвы» (Нефеш аХаим гл. 5).

Исправление миров — есть «служение как потребность Всевышнего». Как мы уже объясняли, цель этого служения — приближение всего мироздания во всех его частях к Творцу. Связывание всех его оснований и вознесение их к корню. Посредством этого все миры упорядочиваются и предстают в правильном порядке и исправленной форме, чтобы соединяться с Единым и получать от Него воздействие и благо.

Все мироздание зависит от человека. Строение мира (макрокосм) соответствует строению человека (микрокосм). «Всевышний создал в человеке все, что сотворил в Своем мире».

И когда человек молится, задействуя все аспекты своего устройства, он связывает их с их духовным корнем. Тем самым человек, «говорящий» и «управляющи й» мирозданием, связывает соответствующие аспекты всего мироздания с Всевышним.

Изображение букв в мысли молящегося

Теперь мы можем немного понять приведенные в начале данного размышления слова Нефеш аХаим, что молящийся должен представлять в своем воображении буквы, составляющие молитву.

«Известно, что душа человека в общем проявляется через три аспекта: действие, речь и мысль — нефеш, руах, нешама, и это буквы, огласовки и знаки кантилляции. Знаки кантилляции — это высшие души (нешамот), огласовки — духи (рухот), а буквы относятся к аспекту нефеш (нижняя душа).

Буквы есть аспект действия, ибо реальность букв самих по себе, без огласовок, может быть только в аспекте действия, а именно — акта написания, как они написаны в свитке Торы, без огласовок. Ведь невозможно выразить их устами, в речи, без добавления огласовок, и потому буквы без огласовок называются аспектом нефеш, аспектом действия.

А огласовки букв — это аспект руах, дух. Огласовки приходят вместе с буквами через речь человека, которая является аспектом руах. И подобно тому, как основная жизненность человека находится в его аспекте духа, а когда он испускает дух — умирает, хотя часть животной души все еще остается в нем. Так основная жизненность произнесения букв находится в огласовках, — ведь без них невозможно выговорить их губами.

А знаки кантилляции слов относятся к аспекту мысли и внутренней направленности, аспекту нешама, высшей души. Ибо они направляют огласовки и буквы и их склонение в любую сторону, что зависит от разума, и потому называются таамим (смыслами). Истолкование же любого вопроса — это скрытый в нем разум, и с его помощью человек может понять вопрос в своей мысли» (Нефеш аХаим ч.2 гл. 16).

«И поэтому истинный служитель с правильной внутренней направленностью будет иметь в виду посредством своей молитвы излить и слепить вместе все три аспекта — нефеш, руах, нешама — из которых состоит его душа. Ведь в момент, когда он произносит устами каждое слово молитвы, в которой есть все три аспекта: нефеш, руах нешама в ее буквах, огласовках и знаках кантилляции, усилится в его чистом сердце стремление связать и склеить через него снизу вверх, по порядку уровней, свою душу с духом, а дух с высшей душой, и все они поднимутся к корню данного слова в высших мирах» (Нефеш аХаим).

О действии зрения по отношению к форме букв молитвы

Чтобы приблизить данный вопрос к нашему пониманию, давайте немного углубимся в него. «Зрение чувствует ощущаемое… Чувство прикрепляется к ощущаемому» (Маараль, предисловие к Гвурот аШем). Маараль объясняет вопрос пророчества, которое происходит в видении, и потому пророк называется «провидцем». В восприятии глаза заключена сила, всей мощью жизни прикрепляющая видящего к видимому объекту. Мы объяснили это подробно в размышлении «Благословение», в главе «Благословение присутствует только в том, что скрыто от глаза». Человек получает воздействие от того, что он видит. В этом свойство глаза: копировать реальность объекта, воспринимаемого этим чувством, в жизненную реальность видящего. Там объяснялось, что чувство зрения считается материальным по сравнению с чувством слуха, и оно присоединяется к материальному миру действия.

Соединим эти сведения со словами Нефеш аХаим, и нам откроется некий свет, помогающий постичь вопрос изображения букв в мысли молящегося. Такое изображение поднимает материальный аспект человека, его аспект нефеш, мир действия, к высокой духовной реальности. Ведь эта реальность есть корень сущности видимых глазом букв. Следует поразмыслить над этим хорошенько.

Два подхода — Маараля и Нефеш аХаим — коренятся в сущности молитвы

Объясняя спор мудрецов Мишны («молитвы установили праотцы» или «молитвы установлены в соответствии с ежедневными жертвами»), Маараль говорит: «Тебе следует понять эти вещи. По мнению раби Йоси, который сказал “молитвы установили праотцы”, молитва есть приближение к Творцу со стороны того, что Он — причина мира, а праотцы — начало мира. И поэтому они первые, для кого Творец является причиной. А спорящий с раби Йоси считает, что приближение к Творцу происходит со стороны того, что следствие возвращается к своей причине. Это полное приближение к Всевышнему, которое есть у мира. И поэтому установили молитвы в соответствии с жертвами, поскольку жертва указывает на то, что следствие возвращается к своей Причине» (Нетив аАвода 3).

Разумеется, «и то, и другое — слова Б-га живого», оба эти аспекта имеют место в молитве. И оба аспекта являются корнями для двух подходов, объясненных Мааралем и Нефеш аХаим.

Маараль объясняет суть речи в соответствии с подходом, по которому молитва есть приближение человека к Всевышнему со стороны того, что Всевышний есть причина мира. И поэтому: «Он будет готов к восполнению от Причины, только когда выразит свой недостаток, которым он обладает, будучи человеком. И тогда он готов получить восполнение от Причины». Приобщение человека к Творцу в таком аспекте возможно, только если человек представит себя в правильной форме, как обладающий недостатком, как зависимый, как получающий все свое существование от своей Причины. Тем самым он присоединяется к Причине, чтобы получать от нее воздействие и благо. Поэтому он должен молиться вслух, словами, чтобы поставить «говорящего» — человека и все ведомое им мироздание в таком облике перед Творцом.

Нефеш аХаим объясняет суть речи в соответствии с подходом, по которому молитва есть приближение человека к Творцу со стороны того, что следствие возвращается к своей причине. В этом суть жертвы — приношения мироздания и человека Творцу и поднятие всех его составляющих к своему корню. Вот его слова: «Суть в том, что служение молитвой заменяет служение жертвой. И подобно тому, как смысл жертвы — поднять душу животного наверх, и поэтому искупление зависело от возлияния крови на жертвенник (а кровь — это душа, и также воскурение жира жертв происходило для поднятия души), так суть молитвы — поднять, передать и прилепить свою душу кверху». Ибо сила речи человека называется нефеш, как написано: «И стал человек душою (нефеш) живою — перевод Ункелуса “духом говорящим”. Это и очевидно, — ведь при каждом слове, которое изрекает человек, из его уст выходит дыхание… А речь есть главное в душе человека, — ведь в ней преимущество человека над животным. Таким образом, каждое слово, выходящее из уст человека, есть сила и часть его души».

В этом и заключается «полное приближение» к Творцу, чтобы все создания стали одной колесницей для раскрытия славы Всевышнего. Нефеш аХаим цитирует Зоар (Пикудей 222): «Молитва должна исходить из мысли, желания сердца, голоса и речи уст, чтобы достичь совершенства, связи и единения наверху… связать узел, как подобает… мысль, воля, голос и речь — это четыре связывающих узла. И после того как они все вместе связались в узлы, стали они все одной колесницей, чтобы покоилась на них Шехина… а слышащийся голос поднимается, чтобы связывать узлы снизу вверх».


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре