Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Буквы — кирпичики мироздания и Торы

«Умел Бецалель сочетать буквы, которыми были сотворены небо и земля» (Брахот 55). А у пророка Йешаяу (26) сказано: «Уповайте на Г-спода вовеки, ибо в Й-а (י-ה) Г-сподь создал миры». Двумя этими буквами Имени — йуд и эй — создал два мира: этот мир создан буквой эй, а Грядущий мир — буквой йуд.

«Буквы рассматриваются как действие» (Нефеш аХаим).

Это орудия, которыми Всевышний сотворил мир. Понятно, что это не те буквы, с которыми мы знакомы в нашем материальном мире. Это духовные корни категории букв. Такие буквы являются «орудиями труда» при сотворении мира; из их сочетаний, перестановок и замен были эманированы миры. Корень этого в том, что буквы есть кирпичики строения Торы. Из их сочетаний и перестановок строятся слова и имена, которые составляют всю Тору. Ведь все мироздание есть постепенное раскрытие сверху вниз концепции «смотрел в Тору (и творил мир)».

«Есть у нас истинная традиция, что вся Тора — имена Всевышнего. Что слова делятся на имена другим образом… помимо сочетаний и числовых значений имен… И поэтому свиток Торы, в котором есть одна ошибка, непригоден… Очевидно, Тора, написанная “черным огнем на белом огне”, была записана без пробелов между словами, и можно было прочитать ее как имена, или же, как обычно, в виде заповедей… Она была передана нашему учителю Моше разделенной, как чтение заповедей, а устное ему было передано ее прочтение в качестве имен…» (Рамбан). Таким образом, буквы есть «строительные материалы» Торы и мира, и в соответствии с их различными сочетаниями и прочтениями строятся слова и создается смысл.

В названиях и форме букв есть внутренний смысл

Кроме смысла названий букв, который обьясняется в Гемаре (Шабат 104 אלף — אלף, בית — בינה, גימל — גמול, דלת — דלים), у написания букв имеется внутреннее сущностное содержание. Как объясняется в этой Гемаре и в мидрашах, форма буквы י, корня Грядущего мира, намекает, что праведники там малочисленны, как буква י), а буква ה, корень этого мира, напоминает вестибюль, и каждый, кто захочет его покинуть — выходит.

Таким образом, мы удостоились знания, что форма букв указывает на корень эманированных и сотворенных миров, а основа и корень всего сущего в том, что в форме букв содержатся намеком мудрость и разум Торы.

О материальных буквах в нашем мире

«Десять вещей сотворены перед субботой в сумерки, и вот они… письмена и письмо» (Авот 5:6). Образы коммуникации между духовными буквами и материальным миром есть промежуточное звено между полностью духовной буквой и буквой материальной. Поэтому данное понятие создано в сумерки: «Сумерки наступающей субботы, поскольку это сумерки святости, находятся на более высокой ступени по сравнению с остальными днями. И невозможно сказать, что в это время ничего не могло быть сотворено , — ведь это еще не суббота. Невозможно также, что тогда сотворены были вещи так же, как в остальные шесть дней Творения, — ведь это уже и не будний день. Поэтому в сумерки кануна субботы были сотворены вещи, которые возвышаются над природой, не подобные тем, что сотворены в Шесть дней» (Маараль).

В книге Тиферет Исраэль Маараль объясняет различие между письменами на первых и вторых скрижалях. Первые скрижали соответствовали ангельскому уровню Израиля, они не могли долго существовать в реальности сего мира. А вторые скрижали соответствовали уровню получателей — уровню нашего мира. Как это понять? Высеченные на скрижалях буквы — это система, соединяющая между духовным словом Б-га и получателями, которые находятся в материальном мире. Окончание процесса получения Торы — это «две каменные скрижали, которые принес сверху в своей руке». Скрижали и письмена на них — в руке получателей, которая их держит. Это окончательная цель речи в Десятисловии, как сказали мудрецы: «Увидели огненное речение, выходящее от Всесильного, и высеченное на скрижалях».

Так и сказано о совершенстве получателя Торы: «Блажен тот, кто пришел сюда (в Грядущий мир), и его учение — в его руке». Можно истолковать это так: важнейшая часть изучения материала, оставляющая наибольший отпечаток на личности, — это осмысление в процессе записи. Поэтому мудрецы называются «писцами». (Маарша).

Полное принятие слова Б-га материальным получателем

«В этом главный аспект получения Торы Израилем — чтобы она была впитана их сердцами. Как написано: “…и напиши их на скрижали своего сердца”. И о грядущем сказано: “…и на их сердце напишу ее”. Абсолютное принятие слова Всевышнего выражается словами “написать его на скрижали сердца”. Сам человек становится скрижалями, на которых высекаются буквы Торы — полное единство и соединение тела человека и слова Б-га.

Мы находим, что когда раби Ханину бен Традиона римляне сжигали, завернув в свиток Торы, спросили его ученики: Раби, что ты видишь? Сказал им: Пергамент сгорает, а буквы взлетают вверх. Сказали ему: Ты тоже открой рот и войдет в тебя огонь. — “Сказали, чтобы уподобить: как ты видел, что свиток, тело Торы, сгорает а духовность, буквы, взлетают вверх, так сделай и ты: открой рот, и войдет в тебя огонь, и твое тело сгорит изнутри, а твоя душа и дух поднимутся вверх” (Маарша). Еврейский закон тоже отмечает данное подобие: “Учили: вот разрывы одежды, которые не зашивают: когда разрывают одежду… из-за смерти учителя, который обучал его Торе, и из-за сожженного свитка Торы”. “Ибо святость души каждого из Израиля — это буквально святость свитка Торы” (Нефеш аХаим). Исход души из тела подобен буквам Торы, выпархивающим из пергамента».

***

С Б-жьей помощью, мы удостоились прояснить концепции мысли, голоса, речи и букв в объеме, необходимом для понимания дальнейшего повествования. Теперь мы переходим к объяснению их контекста, взаимосвязи и выражения в молитве.


Публикуем главу из «Книги о человеческих достоинствах — Орхот Цадиким» о качестве расторопности. Качество расторопности есть начало всех достоинств. Читать дальше