Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бина — самостоятельное понимание на основе выученного. Бина сохраняет хохму (мудрость) в человеке.

 

«А после нее идет бина, — ведь после получения законов мудрости от Б-га обладатель бины (понимания), то есть способный выводить одно из другого, сможет поразмыслить над полученной мудростью, понять ее смыслы и вывести одно постижение из другого» (Мальбим).

«Бина — самостоятельное понимание на основе выученного» (Раши). Ученик воспринимает мудрость. Он размышляет над сутью вещей, открывшихся ему. Слово бина происходит от бейн, внутри, — глубокое проникновение в суть идеи. Определение ее границ и называние имени ее содержанию. Ее контекст и соотношения, выводы из нее: что можно построить на ней, и какое новое знание вывести. В чем она противоречит другим идеям. Бина — это восприятие содержания и смысла.

Бина есть инструмент, посредством которого человек воспринимает мудрость. Подобно дому (буква бетбайтбина), который является орудием для хранения его внутреннего содержания посредством ограничения и установки ограды.

Бина сохраняет хохму (мудрость) в человеке. Она приправляет ее, подобно соли, делающей съедобным мясо. Понимание смысла идеи позволяет ей остаться и крепко засесть в сознании человека.

Тора называется бина

«У меня совет и мудрость; я разум, у меня сила» (Притчи 8:14). Сила восприятия Торы — это бина: «Даже если человек читает Писания, и повторяет Мишну, законы, агаду, и все порядки сотворения, но нет у него понимания (бины) — его Тора ничего не стоит» (Мидраш букв раби Акивы).

Бина — основа Устной Торы

Маараль (Дерех Хаим, там же) объясняет установку «воспитывайте много учеников» в свете понятия бина. Речь идет о преумножении различных мнений, подходов, возможностей и путей, — ведь у каждого человека — свое понимание. Отсюда рождаются открытия в Торе в каждом поколении, в этом тайна преумножения Устной Торы.

«Слова мудрецов — подобны стрекалам и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря» (Коэлет 12:11). «Как гвозди: бывает недостает гвоздя, но не бывает лишнего, — так и слова Торы: их может недоставать, но не может быть лишних». «Собиратели» — это мудрецы, которые собираются группами (и обсуждают различные предметы).

Одни объявляют нечто нечистым, а другие — чистым; одни объявляют его запрещенным, а другие — разрешенным; одни объявляют его некошерным, а другие — кошерным. Возможно, человек скажет: «Но если эти объявляют нечистым, а эти — чистым, эти запрещают, а эти разрешают, эти считают некошерным, а эти кошерным, — как я теперь смогу изучать Тору?!» На это отвечает стих «Даны от одного пастыря». Все (эти слова) дал один Б-г, произнес один Властитель, (они изошли) из уст Господина всех деяний, согласно сказанному (Шмот 20:1): «И произнес Г-сподь все эти слова, говоря…» И ты тоже, преклони ухо, внимательно прислушивайся и приобрети себе понимающее сердце, чтобы слушать слова объявляющих нечистым и объявляющих чистым…» (Хагига 3). В этом тайна преумножения Устной Торы.

Бина: восприятие уха, постижение смысла

И потому необходимо понимающее сердце, восприятие ухом, слышащим смысл и внутреннее содержание идей: постижение сути. «Ухо свое сделаешь внимательным к мудрости, наклонишь свое сердце к разумению. Если призовешь понимание (бина) и глас свой подымешь (взывая) к разумению» (Притчи 2:2). «Бина — это понимание некоторой новой идеи на основе похожей на нее идеи. А чтобы понять одно из другого, нужно произнести это. Потому что она включается в мудрость со всеми частностями и подробностями, а посредством чтения детали и подробности раскроются. Поэтому через произнесение человек поймет одну мудрость из другой. Потому сказано: “Если призовешь понимание”. Речь, чтение есть часть понятия слышания. Речь ограничивает, определяет, конкретизирует и детализирует постижение мудрости, так что она может быть воспринята ухом, способным слышать и понимать.

Десятисловие — Тора, называемая бина

Тора — это раскрытие внутреннего содержания, смысла Десяти речений, которыми сотворен мир. Израиль слышал Десятисловие и принял Тору, и с тех пор она “не на небе”, а у принявших ее. Тора принадлежит мудрецу, это “его Тора”. “Если скажет тебе человек: есть мудрость у народов — верь; если скажет: есть Тора у народов — не верь”. Ведь они не приняли Тору, нет у них постижения смысла мироздания, его внутреннего содержания. Соответственно, и восприятие мудрости мира недостаточно и ущербно, внешне и поверхностно. “Наши мудрецы, когда говорили о природных законах, имели в виду их внутренний смысл, ведь в этом знание Торы, объемлющей все премудрости, но все — во внутреннем аспекте, а не во внешнем” (Рамхаль).

Тора раскрывает смысл объектов в мире: разрешены они или запрещены, святы или профанны. Раскрывает корень и цель всех сотворенных: от самых высших до простых материальных. Слово Б-га — это внутреннее содержание всех вещей в мироздании. А Тора есть раскрытие этих слов.

 


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше