Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истина в том, что главное — не учение, а действие, поскольку Тора и человек — одно целое: Тора должна привести человека к тому, чтобы все его действия, все поступки, всё поведение проверялось по ней, не отклоняясь от нее ни вправо, ни влево.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Значение слова «нефеш»

Рассмотрим еще одно значение слова «нефеш». Оно объяснит нам, что значит жизнь в состоянии покоя, и это значение — «слава». Вот что пишет Бааль а-маор: «Во многих местах Писания душа (нефеш) живая названа “славой”, как написано: “Поэтому радовалось сердце мое и веселилась слава моя” (Псалмы 16:9), “Пробудись, слава моя!” (Псалмы 57:9), “Ради того, чтобы воспела Тебя слава…”, (Псалмы 30:13). Ибо Всевышний создал для человека [душу] из престола Своей Славы, и в ней уделил ему часть от Своего великолепия, и это — сущность, стремящаяся к своему источнику, как любящий стремится к любимому, — ведь тогда[1] тот раскрывает ему сокровенное».

Это значение слова «нефеш» должно дать нам новое понимание «жизни». Источник души — в великом достоинстве Всевышнего, называемом «Слава», а поскольку сущность души — в ее происхождении из «Трона Славы Его», она жаждет удостоиться этой высоты, как «сущность, стремящаяся к своему источнику». Таким образом, источник души — раскрытие Славы Всевышнего, это есть сама душа. А желание, заложенное в душе, возникает из-за ее стремления достичь «Славы».

Пример этому можно привести из стиха: «И увидел покой, как он хорош, и землю, как она прекрасна, и склонил плечо под ношей, и трудился для оброка» (Берешит 49:15). Другими словами, увидев, что покой хорош, он подставил плечо свое под ношу. Казалось, бы сделано противоположное увиденному, — ведь склонивший плечо под ношей никак не находится в покое.

Но понимать это следует именно так, как мы уже объяснили ранее[2]: понятие «покой» означает то состояние, которое приходит только после проделанной работы. Как написано: «Ибо шесть дней делал Всевышний небо и землю, а в день седьмой прекратил… и отдыхал» (Шмот 31:17). «Отдыхал» сказано только после завершения всей работы, в противном случае это невозможно было бы назвать «отдыхом».

Таким же образом, в самой душе присутствуют обе стороны. Аспект, называемый «отдых», обязывает к существованию аспекта, называемого «желание». В силу видения «отдыха, который хорош», душа несет в себе и желание достичь его, «склонив плечо под ношей».

Таким образом, «желание», присущее душе — это не главное в ее сути, а главное — это «покой» и «слава», вызывающие желание и стремление. Выходит, что сущность души, ее источник — это «Слава», а «желание» возникает в силу осознания душой «Славы», из которой она возникла.


[1] Когда он достигает близости к источнику (любимому).

[2] Урок 38, пункт 3.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.