Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пренебрежение тоже хорошо — когда пренебрегают собой, а не другими»Раби Симха-Бунем из Пшиски
Значение слова «нефеш»

Рассмотрим еще одно значение слова «нефеш». Оно объяснит нам, что значит жизнь в состоянии покоя, и это значение — «слава». Вот что пишет Бааль а-маор: «Во многих местах Писания душа (нефеш) живая названа “славой”, как написано: “Поэтому радовалось сердце мое и веселилась слава моя” (Псалмы 16:9), “Пробудись, слава моя!” (Псалмы 57:9), “Ради того, чтобы воспела Тебя слава…”, (Псалмы 30:13). Ибо Всевышний создал для человека [душу] из престола Своей Славы, и в ней уделил ему часть от Своего великолепия, и это — сущность, стремящаяся к своему источнику, как любящий стремится к любимому, — ведь тогда[1] тот раскрывает ему сокровенное».

Это значение слова «нефеш» должно дать нам новое понимание «жизни». Источник души — в великом достоинстве Всевышнего, называемом «Слава», а поскольку сущность души — в ее происхождении из «Трона Славы Его», она жаждет удостоиться этой высоты, как «сущность, стремящаяся к своему источнику». Таким образом, источник души — раскрытие Славы Всевышнего, это есть сама душа. А желание, заложенное в душе, возникает из-за ее стремления достичь «Славы».

Пример этому можно привести из стиха: «И увидел покой, как он хорош, и землю, как она прекрасна, и склонил плечо под ношей, и трудился для оброка» (Берешит 49:15). Другими словами, увидев, что покой хорош, он подставил плечо свое под ношу. Казалось, бы сделано противоположное увиденному, — ведь склонивший плечо под ношей никак не находится в покое.

Но понимать это следует именно так, как мы уже объяснили ранее[2]: понятие «покой» означает то состояние, которое приходит только после проделанной работы. Как написано: «Ибо шесть дней делал Всевышний небо и землю, а в день седьмой прекратил… и отдыхал» (Шмот 31:17). «Отдыхал» сказано только после завершения всей работы, в противном случае это невозможно было бы назвать «отдыхом».

Таким же образом, в самой душе присутствуют обе стороны. Аспект, называемый «отдых», обязывает к существованию аспекта, называемого «желание». В силу видения «отдыха, который хорош», душа несет в себе и желание достичь его, «склонив плечо под ношей».

Таким образом, «желание», присущее душе — это не главное в ее сути, а главное — это «покой» и «слава», вызывающие желание и стремление. Выходит, что сущность души, ее источник — это «Слава», а «желание» возникает в силу осознания душой «Славы», из которой она возникла.


[1] Когда он достигает близости к источнику (любимому).

[2] Урок 38, пункт 3.


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваера

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Властелин, господин и другие синонимы этого слова