Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 5
Два аспекта милосердия. Отличие Авраама от Иова.

 

Хесед Аврааму (Миха 7)

«Когда пришел праотец Авраам, и вгляделся, и исследовал, и понял тайну Всевышнего, как Тот сотворил мир аспектом Милости (Хеседа), он решил тоже сделать это качество основным для себя» (Шаарей Ора 7).

«Вначале пришел Авраам и дал людям осознать великую милость и милосердие Творца: как Он сотворил их и дает им пропитание по Своей милости. И поэтому всем людям следует Ему служить» (Там же).

Милость Творца и милость правителя

Сказано, что Авраам вгляделся, «как Всевышний сотворил мир Своей Милостью», и «как Он питает их (творения) Своей Милостью». Мы попытаемся объяснить эти два аспекта.

«Йосеф бен Йоханан, муж иерусалимский, говорит: Пусть твой дом будет открыт настежь… Каким образом? Это учит нас, что дом человека должен быть настежь открыт на все четыре стороны: на юг, восток, запад и север. Подобно Ийову, который сделал четыре двери в своем доме, чтобы бедняк не должен был огибать весь дом. “И пусть будут бедняки твоими домочадцами”. Чтобы они обсуждали, что едят и пьют в твоем доме, подобно тому, как бедняки обсуждали, что едят и пьют в доме Ийова. А когда пришло на него великое бедствие, сказал он перед Всевышним: Властелин мира, разве я не кормил голодных и не поил жаждущих? Не одевал нагих? Тем не менее, сказал Всевышний Ийову: Ты еще не достиг и половины уровня Авраама. Ты сидишь в своем доме и ждешь, а гости заходят к тебе. Того, кто обычно ест пшеничный хлеб, ты кормишь пшеничным хлебом, того, кто привык есть мясо, ты кормишь мясом, кто привык пить вино, поишь вином. Но Авраам поступал не так. Он бродил по миру, и когда находил гостей, приводил их в свой дом. Того, кто не привык есть мясо, кормил мясом, кто не привык пить вино, поил вином. Более того, он построил на дорогах большие дворцы и оставлял там еду и питье. И каждый желающий входил, пил и ел и благословлял Всевышнего, что это приятно Ему» (Авот дераби Натан 7:1).

На первый взгляд, Ийов вел себя с людьми с совершенной милостью. Но он еще не достиг половины уровня милости Авраама. Ведь Авраам, стоящий у истоков Творения и видящий, как «Всевышний творит мир Своей милостью», делает свое качество милости подобным качеству милости Творца.

Ийов удовлетворяет потребности своих гостей — Авраам создает у них потребность и удовлетворяет ее.

Ийов выполняет пожелания их сердец — Авраам творит им новое сердце.

Ийов отвечает на их требования — Авраам расширяет их постижение и удовлетворяет его.

Ийов приглашает гостей, которые пришли в его дом — Авраам сам ищет гостей.

Создание у человека ощущения недостатка — чем-то подобно сказанному о назначенном каждому созданию ангеле, который как бы ударяет того по голове и говорит ему: «Расти!». Этот удар создает ощущение недостатка. Он пробуждает человека от погруженности в материальный мир. Удар ангела потрясает основы существования, толкает и стимулирует к изменению, к росту. Выйти из состояния самодовольства, ощутить существующее пустое пространство и расширить стремление подняться и наполниться. Это и есть «сотворение» нового сердца, нового человека.

Ийов ведет себя согласно качеству милости, которое он выучил, постигая Управления Творца внутри мира после его создания. Авраам же, стоящий в точке начала, прилеплен к качеству милости, являющемуся корнем самого возникновения мира.

Всевышний постоянно творит получателей Его милости, заставляет их почувствовать то, чего им недостает, и заполняет эту нехватку Своим благословением и изобилием блага: «Он обновляет каждый день, постоянно, сотворение мира». Так и качество милости Авраама: в нем есть некий аспект «обновления творения».

У Авраама чистое качество Хесед: воздаяние блага всем, даже злодеям

Есть еще один существенный аспект в качестве милости праотца Авраама, проистекающий из вышеупомянутого различения. Качество Хесед в своем источнике, до того, как оно было ограничено качеством Дин, объемлет все сотворенные существа: «Всевышний благ и творит благо и плохим, и хорошим». Нет никакого различения, кто получает эту милость. Поскольку сама суть этого качества — воздавать благо безо всякой границы. Его действие — возникновение и поддержка существования творения со всем, что в нем есть. Само по себе создание жизни и удовлетворение ее потребностей. Создание получателей блага и поддержка их существования, чтобы была возможность воздаяния блага каждому творению. И чем больше будет получателей блага, чем больше живых тварей будет существовать в мире, тем больше будет удовлетворено это качество, ведь его суть — отдача сама по себе.

Только в соответствии с вышесказанным мы можем как-то понять самоотверженную молитву Авраама за людей Содома. Ведь нельзя не удивиться: жители Содома?! Законченные злодеи?! Нет сомнения, что если бы молитва Авраама была принята, они бы продолжили злодействовать. Дать существование Содому — означает способствовать продолжению подлости, мерзости, сущностного зла. Для их существования нет никакого оправдания, даже в качестве милосердия.

Мы помним вопрос, который задал Всевышнему наш учитель Моше: «Ты долготерпелив к злодеям?! Злодеи пусть пропадут!» Но потом он осознал, что ошибся, что это качество необходимо в мире: «А когда евреи согрешили, сказал Ему Всевышний: “Разве ты не сказал Мне так: долготерпелив — (должно относиться) к праведникам. Сказал Ему: Властелин Мира, а разве ты не сказал Мне — и к злодеям тоже”.» (Санедрин 111б). Однако все это — в рамках качества долготерпения, когда Всевышний ждет, что грешник, возможно, раскается. Но милость злодею, который несомненно продолжит грешить?! Дать жизнь абсолютному злодею, который использует ее для злодейства?!

Но в этом и заключается суть чистого качества Хесед без добавления какого бы то ни было Суда. Даяние без ограничения со стороны дающего, без рассмотрения, кому он дает. Как пишет Маараль: «Ибо милость Всевышнего распространяется на все… нет у нее границы и размера. Ведь милость — она со стороны Его Самого. Он воздает благо и милость со стороны Самого Себя. Он делает это не со стороны получающего, но исключительно со стороны Себя, Всеблагого» (Нетив аАвода 18).

Когда Авраам противится уничтожению Содома, он утверждает, что это станет осквернением Имени Всевышнего. Милость Творца должна окружать существование всех сотворенных, до последнего злодея. В противном случае в мире создастся пустое место, в котором отсутствует милость Всевышнего, а это и есть осквернение Имени!

Мы лишены понимания сущности этого уровня Хеседа. Наше постижение относится только к управлению Милости, которое находится внутри процессов Управления после возникновения мира, когда Хесед уже смешан с качеством Дин. Однако же в постижении Хеседа Авраамом, «в Милости Творения», любой намек на качество Суда омрачил бы свет Хеседа, в котором он постиг высшее Управление.

Исходя из сказанного, мы попытаемся выяснить суть молитвы Авраама.


Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной чистоты? Гармония как цель жизни.

Секрет еврейской женственности 6. Таинственные воды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Переход от статуса ритуальной нечистоты к статусу очищения должен быть освящен Всевышним. Для этого служит миква, в которую окунаются еврейские женщины. Кроме практической пользы, от посещения миквы есть и польза эмоциональная.

Что такое миква?

Рав Арье Каплан

Как выглядит миква и как она устроена?

Окаймленная лилиями 5. Значение чистоты семьи безмерно

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Секрет еврейской женственности 7. Немного математики

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Во время «нечистого» периода запрещена не только супружеская близость, но и объятия, поцелуи и другие выражения близости. Начало периода ритуальной нечистоты зависит от нескольких факторов и может быть вычислено при помощи несложной формулы.

Секрет еврейской женственности 8. Беременность и роды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

После рождения ребенка женщина становится «нидой», то есть, ритуально нечистой. Это накладывает отпечаток на ее отношения с мужем. Кроме технических подробностей, надо помнить, что ребенок — это радость в доме и воплощение самой первой заповеди Торы.

Окаймленная лилиями 6. Устойчивость супружеской жизни

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Секрет еврейской женственности 5. Чтобы сердце любило сильнее

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Кицур Шульхан Арух 162. Законы окунания в микву

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Чтобы понять и постичь 30. Как смотрит иудаизм на взаимоотношение полов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.

Окаймленная лилиями 8. Святость времени

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Женщина обязана также, в равной мере с мужчиной, исполнять определенные повелевающие заповеди: любить Всевышнего и благоговеть перед Ним, уважать отца и мать