Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Два аспекта милосердия. Отличие Авраама от Иова.

 

Хесед Аврааму (Миха 7)

«Когда пришел праотец Авраам, и вгляделся, и исследовал, и понял тайну Всевышнего, как Тот сотворил мир аспектом Милости (Хеседа), он решил тоже сделать это качество основным для себя» (Шаарей Ора 7).

«Вначале пришел Авраам и дал людям осознать великую милость и милосердие Творца: как Он сотворил их и дает им пропитание по Своей милости. И поэтому всем людям следует Ему служить» (Там же).

Милость Творца и милость правителя

Сказано, что Авраам вгляделся, «как Всевышний сотворил мир Своей Милостью», и «как Он питает их (творения) Своей Милостью». Мы попытаемся объяснить эти два аспекта.

«Йосеф бен Йоханан, муж иерусалимский, говорит: Пусть твой дом будет открыт настежь… Каким образом? Это учит нас, что дом человека должен быть настежь открыт на все четыре стороны: на юг, восток, запад и север. Подобно Ийову, который сделал четыре двери в своем доме, чтобы бедняк не должен был огибать весь дом. “И пусть будут бедняки твоими домочадцами”. Чтобы они обсуждали, что едят и пьют в твоем доме, подобно тому, как бедняки обсуждали, что едят и пьют в доме Ийова. А когда пришло на него великое бедствие, сказал он перед Всевышним: Властелин мира, разве я не кормил голодных и не поил жаждущих? Не одевал нагих? Тем не менее, сказал Всевышний Ийову: Ты еще не достиг и половины уровня Авраама. Ты сидишь в своем доме и ждешь, а гости заходят к тебе. Того, кто обычно ест пшеничный хлеб, ты кормишь пшеничным хлебом, того, кто привык есть мясо, ты кормишь мясом, кто привык пить вино, поишь вином. Но Авраам поступал не так. Он бродил по миру, и когда находил гостей, приводил их в свой дом. Того, кто не привык есть мясо, кормил мясом, кто не привык пить вино, поил вином. Более того, он построил на дорогах большие дворцы и оставлял там еду и питье. И каждый желающий входил, пил и ел и благословлял Всевышнего, что это приятно Ему» (Авот дераби Натан 7:1).

На первый взгляд, Ийов вел себя с людьми с совершенной милостью. Но он еще не достиг половины уровня милости Авраама. Ведь Авраам, стоящий у истоков Творения и видящий, как «Всевышний творит мир Своей милостью», делает свое качество милости подобным качеству милости Творца.

Ийов удовлетворяет потребности своих гостей — Авраам создает у них потребность и удовлетворяет ее.

Ийов выполняет пожелания их сердец — Авраам творит им новое сердце.

Ийов отвечает на их требования — Авраам расширяет их постижение и удовлетворяет его.

Ийов приглашает гостей, которые пришли в его дом — Авраам сам ищет гостей.

Создание у человека ощущения недостатка — чем-то подобно сказанному о назначенном каждому созданию ангеле, который как бы ударяет того по голове и говорит ему: «Расти!». Этот удар создает ощущение недостатка. Он пробуждает человека от погруженности в материальный мир. Удар ангела потрясает основы существования, толкает и стимулирует к изменению, к росту. Выйти из состояния самодовольства, ощутить существующее пустое пространство и расширить стремление подняться и наполниться. Это и есть «сотворение» нового сердца, нового человека.

Ийов ведет себя согласно качеству милости, которое он выучил, постигая Управления Творца внутри мира после его создания. Авраам же, стоящий в точке начала, прилеплен к качеству милости, являющемуся корнем самого возникновения мира.

Всевышний постоянно творит получателей Его милости, заставляет их почувствовать то, чего им недостает, и заполняет эту нехватку Своим благословением и изобилием блага: «Он обновляет каждый день, постоянно, сотворение мира». Так и качество милости Авраама: в нем есть некий аспект «обновления творения».

У Авраама чистое качество Хесед: воздаяние блага всем, даже злодеям

Есть еще один существенный аспект в качестве милости праотца Авраама, проистекающий из вышеупомянутого различения. Качество Хесед в своем источнике, до того, как оно было ограничено качеством Дин, объемлет все сотворенные существа: «Всевышний благ и творит благо и плохим, и хорошим». Нет никакого различения, кто получает эту милость. Поскольку сама суть этого качества — воздавать благо безо всякой границы. Его действие — возникновение и поддержка существования творения со всем, что в нем есть. Само по себе создание жизни и удовлетворение ее потребностей. Создание получателей блага и поддержка их существования, чтобы была возможность воздаяния блага каждому творению. И чем больше будет получателей блага, чем больше живых тварей будет существовать в мире, тем больше будет удовлетворено это качество, ведь его суть — отдача сама по себе.

Только в соответствии с вышесказанным мы можем как-то понять самоотверженную молитву Авраама за людей Содома. Ведь нельзя не удивиться: жители Содома?! Законченные злодеи?! Нет сомнения, что если бы молитва Авраама была принята, они бы продолжили злодействовать. Дать существование Содому — означает способствовать продолжению подлости, мерзости, сущностного зла. Для их существования нет никакого оправдания, даже в качестве милосердия.

Мы помним вопрос, который задал Всевышнему наш учитель Моше: «Ты долготерпелив к злодеям?! Злодеи пусть пропадут!» Но потом он осознал, что ошибся, что это качество необходимо в мире: «А когда евреи согрешили, сказал Ему Всевышний: “Разве ты не сказал Мне так: долготерпелив — (должно относиться) к праведникам. Сказал Ему: Властелин Мира, а разве ты не сказал Мне — и к злодеям тоже”.» (Санедрин 111б). Однако все это — в рамках качества долготерпения, когда Всевышний ждет, что грешник, возможно, раскается. Но милость злодею, который несомненно продолжит грешить?! Дать жизнь абсолютному злодею, который использует ее для злодейства?!

Но в этом и заключается суть чистого качества Хесед без добавления какого бы то ни было Суда. Даяние без ограничения со стороны дающего, без рассмотрения, кому он дает. Как пишет Маараль: «Ибо милость Всевышнего распространяется на все… нет у нее границы и размера. Ведь милость — она со стороны Его Самого. Он воздает благо и милость со стороны Самого Себя. Он делает это не со стороны получающего, но исключительно со стороны Себя, Всеблагого» (Нетив аАвода 18).

Когда Авраам противится уничтожению Содома, он утверждает, что это станет осквернением Имени Всевышнего. Милость Творца должна окружать существование всех сотворенных, до последнего злодея. В противном случае в мире создастся пустое место, в котором отсутствует милость Всевышнего, а это и есть осквернение Имени!

Мы лишены понимания сущности этого уровня Хеседа. Наше постижение относится только к управлению Милости, которое находится внутри процессов Управления после возникновения мира, когда Хесед уже смешан с качеством Дин. Однако же в постижении Хеседа Авраамом, «в Милости Творения», любой намек на качество Суда омрачил бы свет Хеседа, в котором он постиг высшее Управление.

Исходя из сказанного, мы попытаемся выяснить суть молитвы Авраама.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше