Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Милость творения и устройство природы. Можно ли изменить положение вещей в мире?

Мы выяснили, что суть акта молитвы — это предстояние человека пред Всевышним в качестве нуждающегося в восполнении недостатка. Именно так и должен человек стоять перед Первопричиной. Именно этим он и удостаивается восполнения недостатка. Без ощущения недостатка и активного выражения этого ощущения — нет возможности исполнения молитвы и, тем более, права получить на нее ответ.

Нет сомнения, что основной недостаток, с которым Авраам предстоял перед Всевышним — это просьба об исполнении милости. Ведь это качество было его основным стремлением и служением всей его жизни. Как объясняют мудрецы древности: «Праотец Авраам всю жизнь старался следовать качеству милости, милосердия и помилования, и принял на себя многие страдания, чтобы его удостоиться. По его великому старанию и любви к этому качеству, удостоился Авраам, чтобы оно стало для него вечным наследием» (Шаарей Ора 7).

Когда мы говорим здесь о милости, речь идет о «Милости Творения», как мы объяснили выше, милости, которая объемлет все сотворенные существа, как мы выяснили в вопросе молитвы Авраама о жителях Содома. Это милость действует подобно акту творения мира, и с помощью такой молитвы Авраам изменяет устройство природы и «творит» совершенство «образа человека» в себе самом: «Выйди из своей судьбы: Аврам не рождает, но Авраам — рождает» (Раши, Берешит 15:5).

Молитва Авраама подобна молитве Первого человека

«И всякого куста полевого еще не было на земле, и всякая трава полевая еще не выросла, ибо не дал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «На уровне земли стояли они до шестого дня… ибо не дал дождя… А почему не дал дождя? Поскольку нет человека, чтобы обрабатывать землю, и нет никого, кто бы знал о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру, помолился о нем, и пошел дождь, и выросли деревья и травы» (Раши).

Все творение ждало молитвы Адама. Единственный, кто мог представить свой недостаток и недостаток всего творения перед Творцом и тем самым приблизить все творение к Нему, чтобы оно могло получить свое восполнение от Всевышнего. Эта молитва привела в движение все творение, чтобы оно исполнило свое предназначение. Молитва Адама стала архетипом всех молитв; то же самое можно сказать и о молитве Авраама.

«И молился Авраам Б-гу». Сказал раби Хама бар Ханина: «С начала книги и до сих пор не употребляется данное выражение. После того как праотец Авраам помолился, этот узел был развязан» (Берешит раба 52:13). Слово «молитва» (тфила) не употребляется в Торе до этого места. Весь мир ждал молитвы Авраама. Он стал единственным, кто вернул образ человека к его высшему состоянию, существовавшему до греха Адама. Он был готов жертвовать собой, чтобы вернуть людей к праведному образу, в котором они были сотворены Всевышним. Отсюда начинается новое начало творения. Поэтому молитва Авраама — утренняя, рассветная (Шахарит).

Молитва Авраама: Шахарит

Как мы уже объяснили, каждое утро проявляется отсвет первоначального Хеседа (Милости), появившегося в начале творения: «Всевышний обновляет по Своей благости каждый день, постоянно, творение мироздания». Этот отсвет охватывает своей милостью все создания в мире. Такова же и суть молитвы Шахарит: «Г-сподь, утром услышишь Ты мой голос». Начал раби Элазар и сказал: «Ведь когда приходит рассвет и утро пробуждается в мире, это время желанности для всех, время для благодеяния всему миру — и праведникам, и злодеям. Это время молитвы перед Святым Царем. Поэтому в час, когда наступает рассвет, все заключенные Царя обретают покой, — это время молитвы о них. А тем более те, кто раскаиваются и представляют свои просьбы перед Святым Царем» (Зоар, Теилим 5).

После всего сказанного легко понять, что молитва Авраама, которую он сделал правилом для своих потомков, — это утренняя молитва.

Но следует еще глубже рассмотреть данный вопрос.


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?