Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Фундаментом милости является любовь. Она должна быть добровольной и проистекать через даяние.

Корень Хеседа — любовь

«Один был Авраам и унаследовал землю» (Йехезкель 33:24). «Он объединил всех пришедших в этот мир перед Всевышним. Бар Капара сказал: Подобно человеку, заштопывающему разрыв» (Шир аШирим раба 1:8).

Фундамент качества Хесед (Милость) — это любовь. Это верно и в отношении внутренних сил души человека, качеств его характера. Любовь — это та сила, которая направляет человека выйти из собственных границ, и подталкивает его к образованию связей с другими людьми. В идеале любовь , отстраняет от человека всякие остатки эгоистического желания и заинтересованности, она разрушает границы эгоизма в своем стремлении объединиться со всем окружающим, без расчета на вознаграждение. Числовое значение, гиматрия, слова «любовь» (אהבה) равна числовому значению слова «один» (אחד).

Любовь — это основа добровольного деяния. Ведь объединение с другими людьми происходит через даяние — благодеяние, хесед. Рамбан объясняет, что качество любви есть корень всех предписывающих заповедей (а корень запрещающих заповедей — качество страха перед Всевышним).

«Определение служения связано, в основном, с действием, с заповедями, связанными с исполнением» (Рабейну Йона). Тем самым человек, добровольно выполняя Его заповеди, как будто бы, делает благо Всевышнему.— В этом и заключается служение.

Любовь приводит к связи с Творцом так же, как приводит к связи между людьми

Между людьми объединение происходит через даяние, отдачу блага. Так и связь между человеком и Творцом, прилепление к Нему — что, собственно, и составляет сущность Грядущего мира — приобретается, в основном, через выполнение 248 предписывающих заповедей. «Основа награды и корень воздаяния за служение — в исполнении предписывающих заповедей» (Рабейну Йона).

Давайте более подробно рассмотрим эту основополагающую концепцию.

Маараль (Сефер аТиферет 4) подробно объясняет суть предписывающих и запрещающих заповедей. Смысл запрещающих заповедей — охранять духовную форму человека от порчи. Чтобы в него не вошла низменность, недостаток, нечистота. Запрещающие заповеди хранят человека от Геинома (ада), поскольку Геином есть отсутствие духовности (определение Мааараля).

Но свой духовный уровень человек выстраивает, в основном, выполняя 248 предписывающих заповедей. Ими он приобретает свой мир — собственный Грядущий мир. Каждая заповедь — это положительная духовная сущность. Каждая заповедь прибавляет человеку совершенства и становится еще одним кирпичиком в здании его духовного роста, в образе Б-га в нем.

248 органов человека — это материальное одеяние его духовной формы. Их корень — в 248 предписывающих заповедях. Кость — основа строения человека (в иврите кость и сущность — однокоренные слова). Сухожилия — их 365 — это облачение 365 духовных «сухожилий», корень которых — в 365 запрещающих заповедях. Цель сухожилий — сохранение костей, существование человеческого тела в правильной форме.

Так мы можем понять слова рабейну Йоны: совершенство образа Б-га в себе человек приобретает, выполняя 248 предписывающих заповедей. Через них он приходит к совершенству и удостаивается прилепиться к Творцу, стать обитателем Грядущего мира.

Авраам: корень добровольного исполнения предписывающих заповедей

«Сказал Рав: Авраам исполнял всю Тору, как сказано: “…вследствие того, что слушал Авраам Мой голос и хранил Мои заповеди и Мои законы”. “Сказал Рав или, возможно, рав Аши: Авраам соблюдал даже эрув тавшилин, как сказано: Мои законы — Письменный закон и Устный закон” (Йома 28б)».

Авраам назван «любящим Меня», а любовь приводит к исполнению заповедей по собственной инициативе и желанию. Числовое значение (гиматрия) слова Авраам — 248.

Суть Авраама — добровольное благодеяние, и он является корнем добровольного исполнения предписывающих заповедей в народе Израиля.

Молитва есть первоначальное выражение служения как такового. Рамбам в Книге Заповедей объясняет: «Он приказал служить Ему, сказав: “И служите Г-споду, Б-гу вашему”… И хотя это указание относится к общим предписаниям, оно персонифицируется в заповеди молитвы, как сказано в Сифри: “…и служить Ему” — это молитва».

Корень молитвы Авраама заключается именно в этом качестве добросердечия: сделать что-то для Всевышнего по собственной инициативе. Выйти из собственных рамок и обратиться к Творцу. Искать Его, страстно желать приобщиться к Нему, объединиться с Ним. «Ибо суть молитвы — это приобщение (двекут)» (Маараль).

Если мы хотим дать четкое определение, то оно будет таким: подобно тому, как Авраам являлся началом добровольного служения через предписывающие заповеди, так его молитва есть заря (Шахарит) всей молитвы в Израиле.