Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Фундаментом милости является любовь. Она должна быть добровольной и проистекать через даяние.

Корень Хеседа — любовь

«Один был Авраам и унаследовал землю» (Йехезкель 33:24). «Он объединил всех пришедших в этот мир перед Всевышним. Бар Капара сказал: Подобно человеку, заштопывающему разрыв» (Шир аШирим раба 1:8).

Фундамент качества Хесед (Милость) — это любовь. Это верно и в отношении внутренних сил души человека, качеств его характера. Любовь — это та сила, которая направляет человека выйти из собственных границ, и подталкивает его к образованию связей с другими людьми. В идеале любовь , отстраняет от человека всякие остатки эгоистического желания и заинтересованности, она разрушает границы эгоизма в своем стремлении объединиться со всем окружающим, без расчета на вознаграждение. Числовое значение, гиматрия, слова «любовь» (אהבה) равна числовому значению слова «один» (אחד).

Любовь — это основа добровольного деяния. Ведь объединение с другими людьми происходит через даяние — благодеяние, хесед. Рамбан объясняет, что качество любви есть корень всех предписывающих заповедей (а корень запрещающих заповедей — качество страха перед Всевышним).

«Определение служения связано, в основном, с действием, с заповедями, связанными с исполнением» (Рабейну Йона). Тем самым человек, добровольно выполняя Его заповеди, как будто бы, делает благо Всевышнему.— В этом и заключается служение.

Любовь приводит к связи с Творцом так же, как приводит к связи между людьми

Между людьми объединение происходит через даяние, отдачу блага. Так и связь между человеком и Творцом, прилепление к Нему — что, собственно, и составляет сущность Грядущего мира — приобретается, в основном, через выполнение 248 предписывающих заповедей. «Основа награды и корень воздаяния за служение — в исполнении предписывающих заповедей» (Рабейну Йона).

Давайте более подробно рассмотрим эту основополагающую концепцию.

Маараль (Сефер аТиферет 4) подробно объясняет суть предписывающих и запрещающих заповедей. Смысл запрещающих заповедей — охранять духовную форму человека от порчи. Чтобы в него не вошла низменность, недостаток, нечистота. Запрещающие заповеди хранят человека от Геинома (ада), поскольку Геином есть отсутствие духовности (определение Мааараля).

Но свой духовный уровень человек выстраивает, в основном, выполняя 248 предписывающих заповедей. Ими он приобретает свой мир — собственный Грядущий мир. Каждая заповедь — это положительная духовная сущность. Каждая заповедь прибавляет человеку совершенства и становится еще одним кирпичиком в здании его духовного роста, в образе Б-га в нем.

248 органов человека — это материальное одеяние его духовной формы. Их корень — в 248 предписывающих заповедях. Кость — основа строения человека (в иврите кость и сущность — однокоренные слова). Сухожилия — их 365 — это облачение 365 духовных «сухожилий», корень которых — в 365 запрещающих заповедях. Цель сухожилий — сохранение костей, существование человеческого тела в правильной форме.

Так мы можем понять слова рабейну Йоны: совершенство образа Б-га в себе человек приобретает, выполняя 248 предписывающих заповедей. Через них он приходит к совершенству и удостаивается прилепиться к Творцу, стать обитателем Грядущего мира.

Авраам: корень добровольного исполнения предписывающих заповедей

«Сказал Рав: Авраам исполнял всю Тору, как сказано: “…вследствие того, что слушал Авраам Мой голос и хранил Мои заповеди и Мои законы”. “Сказал Рав или, возможно, рав Аши: Авраам соблюдал даже эрув тавшилин, как сказано: Мои законы — Письменный закон и Устный закон” (Йома 28б)».

Авраам назван «любящим Меня», а любовь приводит к исполнению заповедей по собственной инициативе и желанию. Числовое значение (гиматрия) слова Авраам — 248.

Суть Авраама — добровольное благодеяние, и он является корнем добровольного исполнения предписывающих заповедей в народе Израиля.

Молитва есть первоначальное выражение служения как такового. Рамбам в Книге Заповедей объясняет: «Он приказал служить Ему, сказав: “И служите Г-споду, Б-гу вашему”… И хотя это указание относится к общим предписаниям, оно персонифицируется в заповеди молитвы, как сказано в Сифри: “…и служить Ему” — это молитва».

Корень молитвы Авраама заключается именно в этом качестве добросердечия: сделать что-то для Всевышнего по собственной инициативе. Выйти из собственных рамок и обратиться к Творцу. Искать Его, страстно желать приобщиться к Нему, объединиться с Ним. «Ибо суть молитвы — это приобщение (двекут)» (Маараль).

Если мы хотим дать четкое определение, то оно будет таким: подобно тому, как Авраам являлся началом добровольного служения через предписывающие заповеди, так его молитва есть заря (Шахарит) всей молитвы в Израиле.


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.