Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Умный знает границы разума. Глупец думает, что знает всё»Учителя еврейской этики

С чистым качеством Суда мир не может устоять

Однако «хотел Всевышний сотворить мир качеством Суда, но увидел, что мир не может устоять…» С чистым качеством Суда мир не в состоянии существовать. Как объясняет Рамхаль: «По букве закона полагается, чтобы грешник был наказан сразу же после преступления, без всякой задержки. И само наказание было бы суровым и гневным, как и полагается тому, кто нарушает слово Творца. Кроме того, невозможно было бы никак исправить преступление. И на самом деле: как человек может исправить то, что извратил, ведь грех уже совершен?! Вот убил человек своего товарища, вот развратничал с чужой женой — как можно такое исправить?! Может ли он изъять совершенное действие из реальности?» (Путь праведных гл. 4). В трех этих аспектах и выражается сущность качества Суда. Оно требует осуществления суда немедленно и в точном соответствии с Законом без того, чтобы считаться с различными смягчающими обстоятельствами. Нет отсрочки в наказании, поскольку нет возможности исправления греха. Это качество требует полного самоустранения сотворенного существа перед волей Творца, не оставляя ему никакой собственной воли или чего-то связанного с телом. Мир не может устоять в свете чистого качества Суда.

Объединение качеств Милости и Суда: качество Милосердия

«…Предварил ему качество Милосердия и присоединил его к качеству Суда». Как объясняет Рамхаль: «Милосердие позволяет как бы совершить обратное трем вышеупомянутым положениям. Это значит, что согрешившему будет дано время, и он не будет уничтожен в момент совершения греха.

Само наказание не будет окончательным уничтожением грешника. Безвозмездным добром раскаяние согрешившего будет принято. И отмена желания будет принята как отмена содеянного. Это значит, что когда раскаивающийся осознает преступление и признает его, видит заключающееся в нем зло и раскаивается и полностью сожалеет о нем, подобно сожалению об обете, то есть сожалеет совершенно и хотел бы, и желал, чтобы никогда этого не было, и горюет о том, что произошло, и перестает грешить в будущем, и избегает повторения былого — таким образом, отмена этого желания становится подобным отмене обета, и ему прощается. И об этом сказано (Йешаяу 6:7): “И снят твой грех, и твоя вина прощена” — то есть преступление, на самом деле, изъято из действительности и выкорчевано тем обстоятельством, что грешник сейчас сожалеет о содеянном, о былом. Это милосердие не соответствует букве закона, но, в то же время, оно не отрицает суд полностью, ибо ему есть на что опереться: так как место жажды преступления и желания наслаждения заступили раскаяние и сожаление о содеянном. Отсрочка же — это не отказ от взыскания, а некоторое терпение, дающее возможность исправить содеянное».

Качество Милосердия должно проявиться после качества Суда, чтобы дать миру возможность устоять. В отличие от качества Суда, которое требует немедленного совершенства человека в каждый отрезок его жизни, качество Милосердия дает возможность завтрашнего дня (вдруг человек раскается и исправит свой грех?…) Слова רחמים— милосердие и מחר — завтра — состоят из одних и тех же букв. Слово «милосердие» (рахамим) однокоренное со словом рехем (материнское чрево), которое вынашивает плод и дает ему жизнь не по заслугам, а в надежде на то, что он родится и завтра сможет существовать самостоятельно.

Возможность продолжать существование заложена в качестве Милосердия.

Это качество еще называется Эмет (Истина). Ведь истина указывает на вечное существование, в противоположность лжи, указывающей на возможность прекращения бытия. В Мишне сказано (Пара 8): «Эти источники называются ложными (מכזבים): те, что пересыхают раз в семьдесят лет».

Слово אמת, истина, состоит из первой, средней и последней букв еврейского алфавита, которым были созданы небо и земля. Оно — печать Всевышнего, поскольку в нем заключено все Творение, запечатанное вечным существованием Творца.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.