Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Десять раз написано “сыны Хета”, что соответствует десяти изречениям». Это значит, что если мы верим в существование души, то верим и в десять изречений.

«Пришелец и житель я среди вас. Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пришелец и житель — противоположности. Если пришелец, как может быть жителем, а если житель — как может быть пришельцем? Однако «дела отцов — знак для потомков». Наш отец Авраѓам, мир ему, пребывая в изгнании, сказал: «Пришелец и житель я среди вас», ибо таково всегда ваше отношение ко мне. В отношении всякой дани, подати и налогов я житель для вас, а пришелец — в отношении любых прав и судов. Когда наступает наша очередь «благословлять светила» и наслаждаться привилегиями, мы считаемся пришельцами: «Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пусть хоть для приобретения могилы у меня будет статус жителя. Наш отец Авраѓам, стараясь похоронить Сару, показал потомству, что верит в существование души. И тем опровергал мнение отрицающих ее, которые считают, что после смерти заканчиваются все счета человека с другими, и не остается от него ничего, кроме удобрения для полей. Эти неверующие не станут хоронить тело мертвеца, но, как навоз на поле, бросят его. Только наш отец Авраѓам осознал, что и после смерти дела человека с живыми не завершены. Умерший лишь сменяет преходящий мир на вечный мир. На это дают намек в Мидраше: «Десять раз написано “сыны Хета”, что соответствует десяти изречениям». Это значит, что если мы верим в существование души, то верим и в десять изречений. Но кто не верит в существование души — тот отрицает всю Тору целиком.

Раздел Толдот. «И толкались сыновья в утробе ее… и пошла она вопросить Б-га». Мудрецы объясняли: когда она проходила мимо входов в места изучения Торы Шема и Эвера, Яаков толкался и пытался выйти; когда проходила мимо входов в места служения идолам, Эсав пытался выйти (см. Раши). Я слышал от рава Яакова из Вильны, благословенна его память, что на первый взгляд трудно понять: как же Ривка входила в бейт-мидраш? Ведь Яаков и Эсав убьют там друг друга! Ответ в том, что и у Эсава [стр. 10] внутри Дома Учения проявляются стыдливость и правила хорошего поведения. Это наставление для народа Израиля, чтобы не ссорились в бейт-мидраше.


Холокост — Катастрофа европейского еврейства — невиданная в истории человечества трагедия, геноцид, унесший жизнь шести миллионов евреев стран Европы, из которых полтора миллиона уничтоженных были еврейские дети… Читать дальше

Тора говорит о Холокосте…

Мирьям Климовская

Многие люди спрашивают: «Где был Б-г во время Катастрофы? Как Он смог допустить гибель стольких невинных и праведных людей?» Но все события, происходившие в то страшное время, были предсказаны Им тысячи лет назад. Достаточно открыть Тору, чтобы понять: Он только выполнял Свое обещание, как бы это ни было больно осознавать. Но вместе с Катастрофой были также предсказаны пути спасения от нее и возмездие палачам…

Спасение Торы из огня Катастрофы 1: Благочестие польского еврейства

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Вопреки всем объективным обстоятельствам в гит­леровском и сталинском аду Провидение уберегло и освободило самых выдающихся знатоков Торы Старого Света. Их последующее влияние фактически преобра­зило лицо мирового еврейства.

Как смогу я видеть бедствие, которое постигнет народ мой?

Сара Шапиро,
из цикла «Как смогу я видеть бедствие...»

Рассказ о р. Ицхаке и Рэхе Штернбух из Швейцарии, которые спасли от уничтожения десятки тысяч евреев. Основано на книге Heroine of Rescue, новая редакция — Сара Шапиро

Черный обелиск, или История об антисоветском памятнике

Михаил Володин

Пророки предупреждают о Катастрофе

Мирьям Климовская

Пророки видели будущее еврейского народа на многие поколения вперед. События Холокоста также не сокрыты от них.

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот.ру

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

Все для Босса 79. Не забудь!

Рухама Шайн,
из цикла «Все для Босса»

Рухома покидает гостеприимное местечко Мир. Его обитателей ждет трагическая участь.

«Я принадлежу моему другу, а мой друг мне» (часть первая)

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Я принадлежу моему другу, а мой друг — мне»

Рав Ицхак Зильбер рассказывает о самопожертвовании и освящении Имени Творца. Величие еврейского народа строится из кирпичиков самопожертвования миллионов конкретных людей. Душераздирающие истории освящения Имени как ничто иное демонстрируют истинность любви евреев к Творцу.