«Пришелец и житель я среди вас. Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пришелец и житель — противоположности. Если пришелец, как может быть жителем, а если житель — как может быть пришельцем? Однако «дела отцов — знак для потомков». Наш отец Авраѓам, мир ему, пребывая в изгнании, сказал: «Пришелец и житель я среди вас», ибо таково всегда ваше отношение ко мне. В отношении всякой дани, подати и налогов я житель для вас, а пришелец — в отношении любых прав и судов. Когда наступает наша очередь «благословлять светила» и наслаждаться привилегиями, мы считаемся пришельцами: «Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пусть хоть для приобретения могилы у меня будет статус жителя. Наш отец Авраѓам, стараясь похоронить Сару, показал потомству, что верит в существование души. И тем опровергал мнение отрицающих ее, которые считают, что после смерти заканчиваются все счета человека с другими, и не остается от него ничего, кроме удобрения для полей. Эти неверующие не станут хоронить тело мертвеца, но, как навоз на поле, бросят его. Только наш отец Авраѓам осознал, что и после смерти дела человека с живыми не завершены. Умерший лишь сменяет преходящий мир на вечный мир. На это дают намек в Мидраше: «Десять раз написано “сыны Хета”, что соответствует десяти изречениям». Это значит, что если мы верим в существование души, то верим и в десять изречений. Но кто не верит в существование души — тот отрицает всю Тору целиком.
Раздел Толдот. «И толкались сыновья в утробе ее… и пошла она вопросить Б-га». Мудрецы объясняли: когда она проходила мимо входов в места изучения Торы Шема и Эвера, Яаков толкался и пытался выйти; когда проходила мимо входов в места служения идолам, Эсав пытался выйти (см. Раши). Я слышал от рава Яакова из Вильны, благословенна его память, что на первый взгляд трудно понять: как же Ривка входила в бейт-мидраш? Ведь Яаков и Эсав убьют там друг друга! Ответ в том, что и у Эсава [стр. 10] внутри Дома Учения проявляются стыдливость и правила хорошего поведения. Это наставление для народа Израиля, чтобы не ссорились в бейт-мидраше.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Вступление в Святую Землю было по-настоящему трудным испытанием молодого народа, особенно если учесть дополнительные проблемы, с которыми пришлось столкнуться евреям
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...На следующий день после своей бар-мицвы Ицхак-Йерухам отделился от своих друзей и в течение трех лет занимался Торой в уединении — не менее четырнадцати часов в сутки без перерыва. В возрасте шестнадцати лет он стал экзаменатором в ешиве своего отца в Ломже.
Дов Бер Штерн
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...
Журнал «Мир Торы»
Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Машгиах расположенной в Бней-Браке ешивы Поневеж, выдающийся мыслитель и педагог р. Элияу Деслер (Михтав миЭлияу) был настолько поражен личностью р. Крайзвирта, что немедленно написал восторженное письмо своим друзьям в Англии: «Я нашел здесь молодого гения, который занимается в колеле в Петах-Тикве. Он обладает совершенными познаниями в обоих Талмудах и является глубочайшим аналитиком как в области алахи , так и в области агады. В нашем поколении я не видел никого, подобного ему» (там же)
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.
Рав Ефим Свирский
В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев… В это чудесное время приходит к нам Песах , праздник свободы.
Натан Гуслицер
История Анатолия Гуслицера, бывшего охранника иерусалимского супермаркета.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на поколение знатоков Торы и в Земле Израиля, и в изгнании.