Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11
Земля Израиля является символом святости и добрых побуждений, в то время как хуц лаарец являет собой ее противоположность

Найти свою «Эрец Исраэль»

«Где правят мудрость и боязнь греха, там и находится Эрец Исраэль.» Так сказал Меири, известный мудрец и комментатор Талмуда, живший в XII веке. Два отмеченных качества поддерживали евреев на протяжении всего долгого и тяжкого галута и позволили им сохранить связь со своей землей. «Высшая ступень мудрости и боязнь греха, — продолжает Меири, — могут быть достигнуты только в стране Израиля. Тот, кто развивает в себе эти качества, где бы он ни жил, приближается к Творцу и ощущает великолепие его Б-жественного Присутствия. Как раз в этом и состоит сущность Эрец Исраэль».

Ту же мысль высказывал Хазон Иш. «Польша известна многочисленными ешивами, здесь живет благочестивый Хофец Хаим и множество других мудрецов Торы. Ее можно уподобить Эрец Исраэль, в то время как другие страны по-прежнему считаются хуц лаарец».

В своей книге об Эрец Исраэль рабби Натан Шапиро доводит мысль Меири до логического конца. Он пишет, что Земля Израиля является символом святости и добрых побуждений, в то время как хуц лаарец являет собой ее противоположность. Поэтому тот, кто живет в Израиле и дает волю своим порочным побуждениям, отдаляясь от Торы и мицвот, пребывает, фактически, вне Эрец Исраэль. И, наоборот, живущий в хуц лаарец и стремящийся к святости и праведности как бы становится жителем Эрец Исраэль. Он удостаивается такой же награды, как и совершивший алию.

Клятва, данная после несчастья

«Бывает так, — пишет рабби Яаков Эмден в заключение своей книги об Эрец Исраэль, — что человек принимает решение переселиться в Святую Землю, как только представится возможность. И вдруг возникают обстоятельства, препятствующие осуществлению этих планов. Тем не менее само побуждение весьма похвально, и молитвы потенциального оле будут приняты Всевышним, как если бы они были произнесены в реальной Эрец Исраэль у врат небесных».

Случалось, что человек, уже приготовившийся к дороге, по не зависящим от него обстоятельствам вынужден был отказаться от своей давней мечты. Именно так произошло с известным виленским знатоком Торы, автором книги Хаей Адам рабби Авраамом Данцигом.

В месяце кислеве 1804 года загорелся квартал, где он жил. Рабби не успел опомниться, как в доме рухнули балки, едва не убив его вместе с женой и дочерью. Все они были ранены, но все же сумели выбраться живыми из горящего дома. «Б-г в Своей милости принял нашу пролитую кровь, как кровь жертвенного животного, и простил нам грехи наши», — сказал рабби Данциг. В ту ночь в их квартале погибло тридцать человек, многие были ранены. Рабби объявил всеобщий пост и велел читать особые молитвы. Кроме того, он поклялся, что, как только его дети обзаведутся собственными семями, он, с Б-жьей помощью, отправится в Эрец Исраэль. «Я поднимусь в святой град Иерусалим, чтобы провести остаток моей жизни в этом благословенном месте и служить там Б-гу…».

В то время ему было пятьдесят шесть лет. Он был одним из крупнейших знатоков Торы и особое внимание уделял детальному изучению практической алахи. Готовясь к предстоящему пути и не желая терять ни минуты, рабби Данциг приступил к тщательному изучению и кодификации всех законов, относящихся к Эрец Исраэль. В конце концов у него получилось нечто вроде справочника, который он назвал Шаарей Цэдек. Свою книгу он снабдил следующим предостережением:

«Тот, кто входит в царский дворец и не знает, как подобает вести себя там, может ненароком оскорбить царя и заслужить, тем самым, суровое наказание. Ответственность неизмеримо больше, когда Царем является Сам Ашем. Поэтому всякий, кто хочет поселиться в Эрец Исраэль, должен хорошо усвоить законы пребывания в Святой Земле, чтобы не обидеть Творца и не навлечь на себя Его гнев. Так говорил Иешаяу: “Когда вы приходите, чтобы предстать предо Мною, кто просит вас топтать дворы Мои?” (Иешаяу 1:12).

Если я не смогу, не дай Б-г, увидеть мою желанную родину, я выполню заповеди Эрец Исраэль тем, что продолжу их изучение и завершу свой труд. С чистыми намерениями и искренними побуждениями я воздеваю руки к небесам. Как мне хочется взойти в Его святой дворец и исполнить все мицвот, относящиеся к Святой Земле!»

Однако со временем его здоровье ухудшилось настолько, что ему даже пришлось согласиться принимать вознаграждение за исполнение обязанностей судьи, хотя всю свою жизнь он делал это бесплатно. Книга Шаарей Цэдек стала авторитетным справочником законов, относящихся к Святой Земле. Ею пользовались многие поколения паломников, отправлявшихся в Эрец Исраэль.

Ежегодный праздник Рамбама

В каждой еврейской душе живет стремление к Эрец Исраэль. Рамбам, проведший совсем немного времени в Иерусалиме и Хевроне перед отъездом в Египет, до самой своей кончины отмечал тот день, когда впервые ступил на Святую Землю. Он просил своих детей продолжить эту традицию после его смерти.

Молитва из хуц лаарец

Рабби Нахман из Брацлава составил несколько молитв для тех, кто, живя в хуц лаарец, мечтает о переезде в Землю Израиля. Вот одна из них: Владыка вселеной, удостой нас поселиться в Эрец Исраэль, нашей святой обители, источнике веры, молитвы и чудес, дающей жизнь всему сущему. Именно там корни привязанности Израиля к их Отцу Небесному. Мы просим об этом не за наши заслуги, а как щедрый подарок в знак Твоей безграничной и чистейшей щедрости. Удостой нас в Своей бесконечной доброте и сострадании приехать вскоре в Эрец Исраэль, чтобы мы могли служить Тебе там в истине, страхе и любви. Выведи нас скорее из бездны галута. Ведь так много лет находились мы в изгнании, вдали от нашей земли. Приведи нас в мире со всех четырех концов света и направь прямо в нашу Святую Землю.

В месяце кислеве 1804 года загорелся квартал, где он жил. Рабби не успел опомниться, как в доме рухнули балки, едва не убив его вместе с женой и дочерью. Все они были ранены, но все же сумели выбраться живыми из горящего дома. «Б-г в Своей милости принял нашу пролитую кровь, как кровь жертвенного животного, и простил нам грехи наши», — сказал рабби Данциг. В ту ночь в их квартале погибло тридцать человек, многие были ранены. Рабби объявил всеобщий пост и велел читать особые молитвы. Кроме того, он поклялся, что, как только его дети обзаведутся собственными семями, он, с Б-жьей помощью, отправится в Эрец Исраэль. «Я поднимусь в святой град Иерусалим, чтобы провести остаток моей жизни в этом благословенном месте и служить там Б-гу…».

В то время ему было пятьдесят шесть лет. Он был одним из крупнейших знатоков Торы и особое внимание уделял детальному изучению практической алахи. Готовясь к предстоящему пути и не желая терять ни минуты, рабби Данциг приступил к тщательному изучению и кодификации всех законов, относящихся к Эрец Исраэль. В конце концов у него получилось нечто вроде справочника, который он назвал Шаарей Цэдек. Свою книгу он снабдил следующим предостережением:

«Тот, кто входит в царский дворец и не знает, как подобает вести себя там, может ненароком оскорбить царя и заслужить, тем самым, суровое наказание. Ответственность неизмеримо больше, когда Царем является Сам Ашем. Поэтому всякий, кто хочет поселиться в Эрец Исраэль, должен хорошо усвоить законы пребывания в Святой Земле, чтобы не обидеть Творца и не навлечь на себя Его гнев. Так говорил Иешаяу: “Когда вы приходите, чтобы предстать предо Мною, кто просит вас топтать дворы Мои?” (Иешаяу 1:12).

Если я не смогу, не дай Б-г, увидеть мою желанную родину, я выполню заповеди Эрец Исраэль тем, что продолжу их изучение и завершу свой труд. С чистыми намерениями и искренними побуждениями я воздеваю руки к небесам. Как мне хочется взойти в Его святой дворец и исполнить все мицвот, относящиеся к Святой Земле!»

Однако со временем его здоровье ухудшилось настолько, что ему даже пришлось согласиться принимать вознаграждение за исполнение обязанностей судьи, хотя всю свою жизнь он делал это бесплатно. Книга Шаарей Цэдек стала авторитетным справочником законов, относящихся к Святой Земле. Ею пользовались многие поколения паломников, отправлявшихся в Эрец Исраэль.

с разрешения издательства Швут Ами


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.