Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда еврейский народ платит страданиями за право владеть Святой Землей, он, как утверждает Маарша, вкладывает в нее свои силы

Третий дар

Ишув аарец — это привилегия, за которую полагается платить, и плата эта — страдания. Рабби Шимон бар Йохай учит, что Б-г дал Израилю три бесценных дара, но получить их можно только путем жертв и лишений. Дары эти — Тора, Эрец Исраэль и мир грядущий. О том, что полагается страдать за Эрец Исраэль, говорится в стихе: «…как наставляет человек сына своего, так Б-г твой наставляет тебя… (когда) ведет (Он) тебя в землю хорошую» (Дварим 8:5).

Когда еврейский народ платит страданиями за право владеть Святой Землей, он, как утверждает Маарша, вкладывает в нее свои силы. Иначе материальное и духовное изобилие земли избаловало бы людей и толкнуло (Б-же упаси) на бунт против Всевышнего. Дальше в книге Дварим говорится: «Берегись, чтобы ты не забыл Б-га твоего, … когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь… то надменным станет сердце твое, и забудешь Б-га твоего» (Дварим 8:11-14).

Кроме того, Б-г заставляет нас страдать, чтобы испытать нашу искренность и преданность Ему. Какова степень нашей любви к Всевышнему? Какую цену мы готовы заплатить? Сколько трудностей и лишений готовы мы вынести ради возможности жить в Эрец Исраэль? Так Б-г как бы отделяет тех, кто ценит, в первую очередь, святость и духовность, от тех, кто предпочитает материальные удобства и изобилие.

Доказательство наших страданий

Рабби Исраэль из Шклова оставил после себя автобиографический очерк, в котором описал страдания и лишения, выпавшие на долю его семьи в Эрец Исраэль. Его пример показывает силу еврейского духа, способность преодолеть самые тяжелые муки и даже использовать их для укрепления веры и любви к Всевышнему. Не дай нам Б-г подвергнуться таким испытаниям.

«В 1813 году в Галилее разразилась чума, и люди пытались спастись от нее в пустыне и лесах. Я отправился с семьей в Иерусалим. По дороге скончалась моя самоотверженная и добродетельная жена, и мне пришлось похоронить ее в Шефараме. В Иерусалиме каждый сидел в своем доме и дрожал от страха. Первой жертвой стал мой семнадцатилетний зять реб Йоэль. Затем умерла моя старшая восемнадцатилетняя дочь Лея, оставив на мое попечение своего младенца-сына. (Он пережил чуму, и я растил его до двадцатилетнего возраста, пока он также не покинул меня в Суккот 1833 года). На следующий день скончались сразу двое: мой сын Нахман и дочь Эстер. Через два дня — мой четырнадцатилетний сын Зеев-Вольф, очень талантливый юноша. В тот же день мне сообщили, что чума унесла также моих родителей, да упокоит Б-г их души.

Видя, как бушующее пламя смерти пожирает самых дорогих и близких мне людей, я впал в глубокое отчаяние. Если б не мой маленький внук и самая младшая дочь, я бы остался совсем один. Обессиленный, я лежал на крыше и рыдал, взывая к Небесному Отцу. И вдруг мне показалось, что заболела последняя моя дочь Шейндл. Слезы снова потекли у меня из глаз; ко мне вернулись боль и страдания последних нескольких недель. Я был совершенно сломлен. “Б-же, — воскликнул я, — сжалься надо мною и теми из Дома Израиля, кто пережил этот всепожирающий огонь смерти, Ты уже и так призвал к Себе достаточно матерей и детей!”

Затем, подобно нашему патриарху Яакову, я дал торжественную клятву. Я пообещал Всевышнему, что если Он смилостивится надо мной и моя дочь поправится, то я напишу комментарий к законам Иерусалимского Талмуда, относящимся к Эрец Исраэль, опираясь на учение благочестивого рабейну Виленского Гаона, с которым мне посчастливилось вместе учиться.

Так я молился, пока сон не одолел меня. Мне приснилось, что кто-то подошел и коснулся меня, и что я как будто проснулся после долгого освежающего ночного сна. Он сказал мне: “Ты был болен, но исцелился”. В эту минуту я почувствовал, как Б-г согревает меня Своим состраданием и добротою. И тогда мне стало ясно, что мы трое — я, моя дочь и внук — будем спасены.

Похоронив своих родных, я вернулся в Галилею вместе с дочерью и маленьким внуком. Там я женился во второй раз и начал новую жизнь. Но через год снова разразилась чума. Моя жена заболела и была на краю гибели, но Всевышний услышал наши молитвы и внял им, да будет Он благословен!

Каждый год на нас сваливались новые несчастья, и угроза смерти неотступно следовала за нами. Через восемь лет, в праздник Рош Ашана скончались мой любимый сын Шмуэль Зеев и его новорожденный брат Менахем.

Но этим дело не кончилось. Нам не давали покоя гои. Последней каплей стала блокада Акко и мой арест. Меня ожидали страшные пытки и смерть. Но Милосердный, да будет Он благословен, спас меня и на этот раз, как сказано в Теилим: “Ибо от каждой беды Он спасал меня” (54:9); “Б-г со мной, не устрашусь; что сделает мне человек?” (Там же 118:6).

Рабби Исраэль из Шклова был примером смирения и стойкости для всего еврейского населения Святой Земли. Всем своим существом прилепился он к Эрец Исраэль — заботился о бедных, нес людям свет Торы и отстаивал их интересы перед властями. Его выдающийся комментарий к законам Эрец Исраэль, названный Пеат Ашулхан, завоевал широкое признание своей глубиной и четкостью.

Причина страданий

История еврейского народа в стране Израиля — это история самопожертвования во имя Б-га и Торы. Если евреи процветали, то только благодаря своей безоглядной преданности Всевышнему; если же страдали, то из-за своей непокорности Ему. Спросил Авраам Ашема: “Откуда узнаю я, что унаследую ее (Эрец Исраэль)?” (Берешит 15:8). Тем самым он просил Всевышнего показать, какая заслуга дает его потомкам право вступить во владение землей. Б-г ответил, что этими заслугами будут жертвы: либо жертвоприношения в Храме, либо готовность евреев к самопожертвованию.

В войне за Эрец Исраэль Иеошуа вместе со всем народом проявил высший патриотизм и самопожертвование. Каждый еврей был готов умереть за землю, данную им Всемогущим. То же самое произошло во время второй волны заселения Израиля. Эзра собрал вавилонских изгнанников и повел их на родину, вопреки опасностям и невзгодам. Но именно готовность вернуться в Эрец Исраэль и одолеть все препятствия пробудили в людях глубокую и прочную любовь к родной земле.

Поэтому всякий, кто стремится жить в Эрец Исраэль, должен быть готов к страданиям. Несмотря ни на что, надо оставаться верным и преданным слугой Творца. Что бы ни случилось с человеком, Б-г не лишит его Своей милости и доброты. Жить в Израиле — большая честь, и тяготы лишь укрепляют любовь к этой земле.

“Пребывание в Израиле — настолько высокая честь, — пишет автор книги Сэфер Харедим, — что даже в тяжелые времена мы обязаны радоваться возможности и праву страдать в Святой Земле. Вот почему Тора соединяет рассказ об Амалеке, главном враге еврейского народа на протяжение всей его истории, с отрывком, говорящем о вступлении в Эрец Исраэль (Дварим, конец 25-ой главы)… Источник страданий как раз и заключается в извечной войне с Амалеком, которую должен вести каждый еврей в каждом поколении. Еще на заре нашей истории Амалек пытался не пустить нас в Святую Землю; он и сегодня не отказался от своих замыслов.

Раздел Торы, рассказывающий о приходе в Эрец Исраэль, начинается со слова вей ей — “и будет” (Дварим 26:1), которое состоит из четырех букв, образующих самое святое и непроизносимое имя Б-га — Тетраграмматон. Это означает, что пребывание в Эрец Исраэль помогает человеку слиться со Всевышним…”.

с разрешения издательства Швут Ами