Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пророки видели будущее еврейского народа на многие поколения вперед. События Холокоста также не сокрыты от них.

«И задуманному вами — не бывать тому, сказанному вами: “Будем, как [другие] народы, как племена [других] стран служить дереву и камню”. Жив Я, — слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами. И выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы, рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся. И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами — лицом к лицу, как судился Я с отцами вашими в пустыне земли Мицраим, так буду судиться с вами, — слово Г-спода Б-га!» (Йехезкель, 20:32).

«И выведу… и соберу… и приведу» — здесь описывается ситуация, когда евреи рассеяны среди других народов, и приходится выводить еврейский народ из их среды, а затем — собирать из мест рассеяния «рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся» и привести в «пустыню народов», чтобы судить там. История Катастрофы является поразительно точным воплощением этих строк. Евреи были силой вырваны из среды народов, где, казалось бы, с комфортом устроились. Нацисты не ленились разыскивать еврейские корни до третьего поколения! Затем евреи были собраны в гетто и вывезены в лагеря смерти.

«Пустыня народов». Цитата из книги «Освенцим — фабрика смерти»: «Узникам всех концлагерей казалось, что сама природа являлась соучастником нацистов в их истреблении. Везде были тяжелейшие климатические условия. Палящий жар летом и мороз зимой, бури и сырые туманы весной и осенью… Только теперь, после освобождения, мы обнаружили, что все лагеря были расположены в самых безлюдных местах, условия жизни в которых невыносимы. Мы помним ледяные болота Дахау, пронизывающие ветра Заксенхаузена, глинистую землю и туманы в Нойенгамме, Бухенвальд, расположенный на северном склоне крутой горы. И такое окружение выбрали нацисты для самой большой фабрики смерти — Освенцима — Биркенау: болотистую местность, воздух, вода и земля которой дышали смертью…»

«И там буду судиться с вами… как судился Я с отцами вашими в пустыне земли Мицраим» — какова связь Катастрофы с исходом из Египта? Как судился Всевышний с нашими отцами в Египте? Ведь Он вывел нас оттуда!

Вот что говорят мудрецы Талмуда: «И вооруженными (хамушим) вышли сыны Израиля из земли Мицраим» (Шмот, 13:18). Мудрецы видят в слове хамушим намек на то, что лишь пятая часть (хамишит) из сынов Израиля действительно покинула Египет. Остальные же умерли в Египте во время девятой казни — тьмы, потому что несмотря на все казни и чудеса, сотворенные Всевышним ради них, отказались довериться Ему и отправиться за Ним в пустыню. Таков был суд над нашими отцами в Египте — уничтожение большей части еврейского народа! Если сделать тщательный расчет, основываясь на сообщаемом Торой количестве вышедших из Египта, получим цифру, близкую к 6 миллионам!

Наши мудрецы усматривали связь между стихом из Торы «Я же сокрою лицо Мое в тот день» (Дварим, 31:18) и Мегилат Эстер. Дважды в истории над еврейским народом нависала угроза полного уничтожения, когда могущественный правитель намеревался убить всех евреев во всех подвластных ему странах, — во времена Амана и в эпоху Катастрофы европейского еврейства.

Чем закончилось противостояние с Аманом? В Мегилат Эстер написано, что Амана и его десятерых сыновей повесили на дереве. А мидраш добавляет еще одну подробность: у Амана была еще дочь, которая, увидев поражение отца, покончила с собой.

Текст Мегилат Эстер повествует, что Эстер просила царя повесить сыновей Амана на дереве уже после их гибели:

«И в крепости Шушан погубили Иудеи, убив, пятьсот человек. И Паршандату, и Далфона, и Аспату, и Порату, и Адалью, и Аридату, и Пармашту, и Арисая, и Аридая, и Вайзату — десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, врага Иудеев, убили они, а на грабеж не простерли руки своей. В тот же день донесли царю о числе убитых в крепости Шушан. И сказал царь царице Эстер: в крепости Шушан погубили Иудеи, убив, пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в остальных областях царских!.. [Скажи,] что же за желание у тебя? И будет оно исполнено. И о чем еще просишь ты? И будет это выполнено. И сказала Эстер: если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было Иудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве. И сказал царь, чтобы так и было сделано, и дан был указ в Шушане, и повесили десятерых сыновей Амана.» (Эстер, 9:6-14). Зачем хотела Эстер, чтобы повесили мертвых сыновей Амана?

Мидраш Раба, около 2000 лет назад, сообщает: «Во всяком месте, где сказано в Мегиле “царь Ахашверош” — имеется в виду Ахашверош, а везде, где сказано “царь” — имеется в виду и святое, и будничное», т. е. и Ахашверош, и Святой, благословен Он. В этом отрывке говорится «царь», и значит, высказанные в нем просьбы имеют двоякое значение: Эстер просила Ахашвероша, чтобы тела сыновей Амана были повешены в назидание, но здесь имеется также обращение к Царю всех царей. Что же просила Эстер у Всевышнего? Очевидно, имеются в виду еще десять наследников Амана, которые будут воевать против еврейского народа в подобной ситуации, т. е. будут пытаться полностью его уничтожить.

В ТаНаХе есть 700 тысяч букв, и среди них 50 букв необычного размера — больших или маленьких. Священные тексты переписываются из поколения в поколение, с точным сохранением написания всех этих букв, передаваемого по традиции. Например, большие буквы «аин» и «далет» в строке из Пятикнижия «Слушай, Израиль, Г-сподь — Б-г твой, Г-сподь Един» образуют вместе слово эд — свидетель, что намекает на роль еврейского народа как свидетеля единства Всемогущего для всех народов.

Виленский Гаон около 250 лет назад объяснял, что поскольку Мегилат Эстер — первая книга, описывающая антисемитизм, все проявления антисемитизма в дальнейших поколениях так или иначе зашифрованы в ней.

Единственное место в ТаНаХе, где 4 особенные буквы встречаются рядом, — это приведенное выше описание казни сыновей Амана. Все эти буквы находятся в их именах: маленькие «тав», «шин» и «заин» и большая «вав». Поскольку говорится о спасении от врагов и расправе над ними, можно предположить, что речь идет об определенном времени, когда такая ситуация повторится. Маленькие буквы вместе образуют число «тав-шин-заин» — 707, т. е. это может быть 707-й год в каком-то тысячелетии. Большая буква «вав» уточняет: имеется в виду шестое тысячелетие, т. е. 5707 (1946-47) год. Об этом написано в книге «Зоар»: «…когда придет шестое тысячелетие — тайна буквы вав».

Однако нам все еще неизвестно, о каком дне идет речь. Вот что говорит Мидраш Теилим: «В Йом Кипур предстают народ Израиля перед судом Всевышнего между ними и другими народами, и еще неизвестно, кто побеждает. Но в час, когда в Ошана Раба (последний день праздника Суккот, 21 тишрея) евреи обходят жертвенник с аравот (ветками ивы), стоят ангелы народов мира наверху и провозглашают: победил Израиль, победил Израиль!»

16 октября 1946 года, в Ошана Раба, были повешены десять нацистских главарей по приговору Нюрнбергского суда!

На самом деле, приговоренных было 11, но один из них, Герман Геринг, покончил с собой накануне исполнения приговора. Эстер просила, чтобы повесили десять…

Однако остается одна неточность: мидраш говорит о дочери, покончившей с собой, а Геринг был мужчиной! Но если изучить факты его биографии, можно узнать, что в его поведении было много странностей: он много внимания уделял своей внешности, одежде, пользовался косметикой и парфюмерией и даже не стеснялся появляться на публике с ногтями, накрашенными красным лаком! Яркий пример того, что сейчас называется «трансвестит»…

Приговор к смерти через повешение оказался шоком для многих из подсудимых, которые, будучи военными чинами, рассчитывали на более «достойную» казнь (страшные издевательства и казни, которым их подчиненные подвергали своих узников — военных и мирных, включая маленьких детей, — их не смущали — прим. перев.)

Эстер просила, чтобы сыновей Амана повесили на дереве, но нацистские преступники были повешены на виселицах, а не на деревьях! Однако газеты того времени сообщают, что эти виселицы были сделаны именно из дерева! И еще один маленький нюанс: фамилия палача, исполнившего приговор, была Woods — «деревья»…

Описание казни одного из наиболее фанатичных нацистов, Юлиуса Штрайхера, редактора газеты «Дер Штюрмер», свидетельствует, что он кричал перед смертью: «Пурим 1946 года!». Нацисты знали, кто они по своей сути… Недаром их излюбленным «развлечением» в гетто было сооружение десяти виселиц и публичное повешение десяти евреев в праздник Пурим! Они не стесняясь объясняли эти акции отмщением за смерть десяти сыновей Амана тысячи лет назад.

В своем выступлении по радио в 1943 году Гитлер (да сотрется память злодея!), комментируя очевидное поражение немецкой армии на русском фронте, внезапно сменил тему и заговорил о евреях. Среди прочего, он сказал: «Даже если мы проиграем в этой войне, евреи не смогут праздновать Пурим в память о нашей гибели, потому что не останется ни одного еврея, который мог бы плясать на моей могиле!»

Почему он говорил именно о Пуриме? Ведь Ханука и Песах тоже связаны с победой над нашими врагами? Но они знали, где их корни: «племя подлое» — Эсав и Амалек!

из книги «Ки эш кадха бе-апи»

перевод Мирьям Климовской


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»