Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пророки видели будущее еврейского народа на многие поколения вперед. События Холокоста также не сокрыты от них.

«И задуманному вами — не бывать тому, сказанному вами: “Будем, как [другие] народы, как племена [других] стран служить дереву и камню”. Жив Я, — слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами. И выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы, рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся. И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами — лицом к лицу, как судился Я с отцами вашими в пустыне земли Мицраим, так буду судиться с вами, — слово Г-спода Б-га!» (Йехезкель, 20:32).

«И выведу… и соберу… и приведу» — здесь описывается ситуация, когда евреи рассеяны среди других народов, и приходится выводить еврейский народ из их среды, а затем — собирать из мест рассеяния «рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся» и привести в «пустыню народов», чтобы судить там. История Катастрофы является поразительно точным воплощением этих строк. Евреи были силой вырваны из среды народов, где, казалось бы, с комфортом устроились. Нацисты не ленились разыскивать еврейские корни до третьего поколения! Затем евреи были собраны в гетто и вывезены в лагеря смерти.

«Пустыня народов». Цитата из книги «Освенцим — фабрика смерти»: «Узникам всех концлагерей казалось, что сама природа являлась соучастником нацистов в их истреблении. Везде были тяжелейшие климатические условия. Палящий жар летом и мороз зимой, бури и сырые туманы весной и осенью… Только теперь, после освобождения, мы обнаружили, что все лагеря были расположены в самых безлюдных местах, условия жизни в которых невыносимы. Мы помним ледяные болота Дахау, пронизывающие ветра Заксенхаузена, глинистую землю и туманы в Нойенгамме, Бухенвальд, расположенный на северном склоне крутой горы. И такое окружение выбрали нацисты для самой большой фабрики смерти — Освенцима — Биркенау: болотистую местность, воздух, вода и земля которой дышали смертью…»

«И там буду судиться с вами… как судился Я с отцами вашими в пустыне земли Мицраим» — какова связь Катастрофы с исходом из Египта? Как судился Всевышний с нашими отцами в Египте? Ведь Он вывел нас оттуда!

Вот что говорят мудрецы Талмуда: «И вооруженными (хамушим) вышли сыны Израиля из земли Мицраим» (Шмот, 13:18). Мудрецы видят в слове хамушим намек на то, что лишь пятая часть (хамишит) из сынов Израиля действительно покинула Египет. Остальные же умерли в Египте во время девятой казни — тьмы, потому что несмотря на все казни и чудеса, сотворенные Всевышним ради них, отказались довериться Ему и отправиться за Ним в пустыню. Таков был суд над нашими отцами в Египте — уничтожение большей части еврейского народа! Если сделать тщательный расчет, основываясь на сообщаемом Торой количестве вышедших из Египта, получим цифру, близкую к 6 миллионам!

Наши мудрецы усматривали связь между стихом из Торы «Я же сокрою лицо Мое в тот день» (Дварим, 31:18) и Мегилат Эстер. Дважды в истории над еврейским народом нависала угроза полного уничтожения, когда могущественный правитель намеревался убить всех евреев во всех подвластных ему странах, — во времена Амана и в эпоху Катастрофы европейского еврейства.

Чем закончилось противостояние с Аманом? В Мегилат Эстер написано, что Амана и его десятерых сыновей повесили на дереве. А мидраш добавляет еще одну подробность: у Амана была еще дочь, которая, увидев поражение отца, покончила с собой.

Текст Мегилат Эстер повествует, что Эстер просила царя повесить сыновей Амана на дереве уже после их гибели:

«И в крепости Шушан погубили Иудеи, убив, пятьсот человек. И Паршандату, и Далфона, и Аспату, и Порату, и Адалью, и Аридату, и Пармашту, и Арисая, и Аридая, и Вайзату — десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, врага Иудеев, убили они, а на грабеж не простерли руки своей. В тот же день донесли царю о числе убитых в крепости Шушан. И сказал царь царице Эстер: в крепости Шушан погубили Иудеи, убив, пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в остальных областях царских!.. [Скажи,] что же за желание у тебя? И будет оно исполнено. И о чем еще просишь ты? И будет это выполнено. И сказала Эстер: если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было Иудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве. И сказал царь, чтобы так и было сделано, и дан был указ в Шушане, и повесили десятерых сыновей Амана.» (Эстер, 9:6-14). Зачем хотела Эстер, чтобы повесили мертвых сыновей Амана?

Мидраш Раба, около 2000 лет назад, сообщает: «Во всяком месте, где сказано в Мегиле “царь Ахашверош” — имеется в виду Ахашверош, а везде, где сказано “царь” — имеется в виду и святое, и будничное», т. е. и Ахашверош, и Святой, благословен Он. В этом отрывке говорится «царь», и значит, высказанные в нем просьбы имеют двоякое значение: Эстер просила Ахашвероша, чтобы тела сыновей Амана были повешены в назидание, но здесь имеется также обращение к Царю всех царей. Что же просила Эстер у Всевышнего? Очевидно, имеются в виду еще десять наследников Амана, которые будут воевать против еврейского народа в подобной ситуации, т. е. будут пытаться полностью его уничтожить.

В ТаНаХе есть 700 тысяч букв, и среди них 50 букв необычного размера — больших или маленьких. Священные тексты переписываются из поколения в поколение, с точным сохранением написания всех этих букв, передаваемого по традиции. Например, большие буквы «аин» и «далет» в строке из Пятикнижия «Слушай, Израиль, Г-сподь — Б-г твой, Г-сподь Един» образуют вместе слово эд — свидетель, что намекает на роль еврейского народа как свидетеля единства Всемогущего для всех народов.

Виленский Гаон около 250 лет назад объяснял, что поскольку Мегилат Эстер — первая книга, описывающая антисемитизм, все проявления антисемитизма в дальнейших поколениях так или иначе зашифрованы в ней.

Единственное место в ТаНаХе, где 4 особенные буквы встречаются рядом, — это приведенное выше описание казни сыновей Амана. Все эти буквы находятся в их именах: маленькие «тав», «шин» и «заин» и большая «вав». Поскольку говорится о спасении от врагов и расправе над ними, можно предположить, что речь идет об определенном времени, когда такая ситуация повторится. Маленькие буквы вместе образуют число «тав-шин-заин» — 707, т. е. это может быть 707-й год в каком-то тысячелетии. Большая буква «вав» уточняет: имеется в виду шестое тысячелетие, т. е. 5707 (1946-47) год. Об этом написано в книге «Зоар»: «…когда придет шестое тысячелетие — тайна буквы вав».

Однако нам все еще неизвестно, о каком дне идет речь. Вот что говорит Мидраш Теилим: «В Йом Кипур предстают народ Израиля перед судом Всевышнего между ними и другими народами, и еще неизвестно, кто побеждает. Но в час, когда в Ошана Раба (последний день праздника Суккот, 21 тишрея) евреи обходят жертвенник с аравот (ветками ивы), стоят ангелы народов мира наверху и провозглашают: победил Израиль, победил Израиль!»

16 октября 1946 года, в Ошана Раба, были повешены десять нацистских главарей по приговору Нюрнбергского суда!

На самом деле, приговоренных было 11, но один из них, Герман Геринг, покончил с собой накануне исполнения приговора. Эстер просила, чтобы повесили десять…

Однако остается одна неточность: мидраш говорит о дочери, покончившей с собой, а Геринг был мужчиной! Но если изучить факты его биографии, можно узнать, что в его поведении было много странностей: он много внимания уделял своей внешности, одежде, пользовался косметикой и парфюмерией и даже не стеснялся появляться на публике с ногтями, накрашенными красным лаком! Яркий пример того, что сейчас называется «трансвестит»…

Приговор к смерти через повешение оказался шоком для многих из подсудимых, которые, будучи военными чинами, рассчитывали на более «достойную» казнь (страшные издевательства и казни, которым их подчиненные подвергали своих узников — военных и мирных, включая маленьких детей, — их не смущали — прим. перев.)

Эстер просила, чтобы сыновей Амана повесили на дереве, но нацистские преступники были повешены на виселицах, а не на деревьях! Однако газеты того времени сообщают, что эти виселицы были сделаны именно из дерева! И еще один маленький нюанс: фамилия палача, исполнившего приговор, была Woods — «деревья»…

Описание казни одного из наиболее фанатичных нацистов, Юлиуса Штрайхера, редактора газеты «Дер Штюрмер», свидетельствует, что он кричал перед смертью: «Пурим 1946 года!». Нацисты знали, кто они по своей сути… Недаром их излюбленным «развлечением» в гетто было сооружение десяти виселиц и публичное повешение десяти евреев в праздник Пурим! Они не стесняясь объясняли эти акции отмщением за смерть десяти сыновей Амана тысячи лет назад.

В своем выступлении по радио в 1943 году Гитлер (да сотрется память злодея!), комментируя очевидное поражение немецкой армии на русском фронте, внезапно сменил тему и заговорил о евреях. Среди прочего, он сказал: «Даже если мы проиграем в этой войне, евреи не смогут праздновать Пурим в память о нашей гибели, потому что не останется ни одного еврея, который мог бы плясать на моей могиле!»

Почему он говорил именно о Пуриме? Ведь Ханука и Песах тоже связаны с победой над нашими врагами? Но они знали, где их корни: «племя подлое» — Эсав и Амалек!

из книги «Ки эш кадха бе-апи»

перевод Мирьям Климовской


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше