Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди, относящиеся к суду

276-я заповедь – запрещение судье выносить оправдательный приговор из страха перед преступником. Но судья обязан выносить приговор, невзирая на ущерб, который может принести ему подсудимый. Ашем, да будет Он превознесен, сказал: “Не страшитесь человека, ибо суд – от Ашема” (Дварим 1:17).

И сказано в Сифре: “Чтобы не подумал судья: “Я боюсь, как бы этот человек не убил моего ребенка, как бы он не поджег мой стог, как бы он не вырубил мои саженцы”, – Тора говорит: “Не страшитесь человека”.

 

 

277-я заповедь – запрещение судье из жалости к подсудимому-бедняку выносить приговор в его пользу. Но следует судить и богатого, и нищего в равной степени справедливо – приговаривая виновного к установленным законом платежам. И об этом Его речение: “И нищему не потворствуй в тяжбе его” (Шмот 23:3).

Этот же запрет повторен в Торе в иных выражениях. Ашем сказал: “Не будь снисходителен к нищему”. В Сифри объясняется: “Чтобы не подумал судья: “Ведь этот подсудимый – бедняк, а я и этот богач, который судится с ним, обязаны его обеспечивать пропитанием. Решу-ка я дело в его пользу, и получится, что он обеспечен законным образом”, – Тора говорит: “Не будь снисходителен к нищему”.

 

 

278-я заповедь – запрещение судье предвзято судить человека, о котором известно, что он нечестивец и грешник. Ашем, да будет Он превознесен, запретил нарушать законы судопроизводства с целью покарать такого злодея. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не отклоняй права неимущего в его тяжбе” (Шмот 23:6). В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Когда судья разбирает тяжбу между нечестивцем и порядочным человеком, он не должен думать: “Ведь этот человек нечестивец – решу-ка я дело не в его пользу”. Тора говорит: “Не отклоняй права неимущего в его тяжбе”. “Неимущего” – имеется в виду бедного заслугами за выполнение заповедей”.

Иными словами, несмотря на то, что подсудимый “беден заповедями”, запрещено предвзято судить его.

 

 

279-я заповедь – запрещение судье проявлять снисхождение к тому, кто ненамеренно убил человека или нанес увечье, и из жалости освобождать от выплаты установленных штрафов и компенсаций.

Судье не следует думать: “Этот человек бедняк, он отсек руку потерпевшему неумышленно (или выбил ему глаз неумышленно) – проявлю-ка я снисходительность и не буду присуждать его к выплате всех платежей, установленных за нанесение ущерба”. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Пусть не пощадит глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу” (Дварим 19:21. Речь в стихе идет о денежных компенсациях, установленных за убийство, совершенное по ошибке, а также за нанесенное увечье. См. Бава кама 87а и комментарий Раши на Шмот 21:23-25).

Этот же запрет повторен еще раз. Ашем сказал: “Пусть не пощадит его твой глаз, чтобы ты очистил Израиль от невинно пролитой крови” (Дварим 19:13).       

 

 

Двести восьмидесятая заповедь – запрещение судье вершить несправедливый суд в отношении геров и сирот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не суди превратно ни гера, ни сироты” (Дварим 24:17).

Мы уже разъясняли (НД 273), что судья, вершащий несправедливый суд по отношению к любому еврею, преступает запрет, выраженный в Его речении “Не совершайте несправедливости на суде” (Ваикра 19:15). А тот, кто вершит несправедливый суд над гером, преступает одновременно два запрета Торы.

В Сифри (Ки теце) объясняется: “Не суди превратно ни гера, ни сироты” – отсюда мы учим, что судья превратно судящий гера, преступает этим два запрета Торы, а если гер к тому же и сирота – то три запрета”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.