Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди для судьи и свидетелей

281-я заповедь – запрещение судье выслушивать претензии одной из тяжущихся сторон  в отсутствии второй стороны. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не верь ложным слухам” (Шмот 23:1), – ведь в большинстве случаев показания одной из сторон в отсутствии другой будут клеветой. Поэтому судье запрещено принимать такие претензии – чтобы в его сознании не укоренились неверные и ложные представления.

В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Не верь ложным слухам” – это запрет судье выслушивать одну из тяжущихся сторон без другой”.

Тот же самый запрет содержится и в Его речении “Сторонись неправды” (там же 23:7), как разъясняется в 4-ой главе трактата Швуот (31а).

В трактате Макот (23а) указано, что, согласно мнению мудрецов, этой же заповедью запрещено лжесвидетельствовать, а также произносить злоязычные речи и выслушивать подобные речи от других.

 

 

282-я заповедь – запрещение выносить смертный приговор, следуя мнению большинства судей, если перевес всего в один голос. Т.е. если между судьями возникают разногласия относительно виновности подсудимого: одни считают, что он подлежит смертной казни, а другие оправдывают его – причем судей, настаивающих на смертном приговоре, лишь на одного больше, чем оправдывающих, – такому суду запрещено выносить смертный приговор этому подсудимому. Ашем запретил выносить смертный приговор до тех пор, пока обвиняющих не будет больше, чем оправдывающих, как минимум, на два человека. И об этом Его речение: “Не следуй за большинством во зло” (Шмот 23:2), – т.е. вынося смертный приговор, суду запрещено следовать за минимальным большинством голосов. Именно это и имеется в виду в словах “во зло”.

В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Одиннадцать судей говорят, что он не виновен, а двенадцать требуют смертной казни – следовательно, преступника необходимо казнить? Тора говорит: “Не следуй за большинством во зло”.

И там же сказано: “Оправдательный приговор выносится большинством в один голос, но казнят, только если существует перевес, как минимум, в два голоса”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 4-ой главе трактата Санхедрин (32а).

 

 

283-я заповедь – запрещение судье выносить решение, оправдательное или обвинительное, опираясь лишь на мнение и авторитет другого судьи. Но он обязан разобраться в деле самостоятельно, исходя из законодательных основ Торы.

И об этом Его речение: “И не высказывайся о тяжбе уклончиво, лишь бы склониться к большинству” (Шмот 23:2). Здесь имеется в виду, что при рассмотрении тяжбы судья не должен ориентироваться на мнения других судей, лишь бы оказаться в большинстве или вместе с самыми авторитетными из них, умалчивая при этом о своем понимании данного дела.

В Мехильте объяснено: “И не высказывайся о тяжбе уклончиво...” – чтобы в час подсчета голосов судья не подумал: “Мое собственное мнение не имеет никакого значения. Выскажусь-ка я, как раввин такой-то”. Но каждый обязан высказать свое мнение. И этот запрет распространяется только на дела, по которым может быть вынесен смертный приговор. Что же касается рассмотрения имущественных тяжб, Тора говорит: “Склоняйся к большинству” (т.е. при рассмотрении имущественных тяжб судья может положиться на мнение более опытного и знающего судьи)”.

Этой же заповедью запрещено судье, приводившему доказательства в оправдание подсудимого, по делу которого, согласно закону Торы, может быть вынесен смертный приговор, переходить в ходе судебного разбирательства на сторону обвиняющих. Сказал Ашем, да будет Он превознесен: “И не высказывайся о тяжбе уклончиво...” – чтобы перемена твоего мнения не склонила чашу весов к гибели подсудимого (оказав влияние на других судей). Однако в час подсчета голосов такому судье разрешено голосовать за вынесение смертного приговора (См. Рамбам, Законы Санхедрина 10:2).

И так же, при обсуждении дела, по которому может быть вынесен смертный приговор, не начинают с выступлений судей, требующих казни, но говорят подсудимому: “Если ты не совершал преступления, о котором рассказали свидетели, пускай их слова тебя не пугают” (см. там же 10:7).

И так же возвращают дело на пересмотр, если есть возможность вынести оправдательный приговор, но не возвращают, чтобы вынести обвинительный приговор – приговор к смертной казни.

И так же не начинают обсуждение дела, по которому может быть вынесен смертный приговор, с выступления самого авторитетного судьи (ведь возможно его мнение настолько повлияет на остальных, что они не сочтут себя достойными его оспаривать. Там же 10:6).

Все эти законы мудрецы выучили из того, что в Торе сказано: “И не высказывайся о тяжбе уклончиво...” – так объяснено в четвертой главе трактата Санхедрин (32-34а,36а). И там же разъясняются все законы, связанные с выполнением этой заповеди.

 

 

284-я заповедь – запрещение Санхедрину или главе еврейского народа в изгнании назначать судьей человека, недостаточно сведущего в законах Торы, даже если он обладает многими другими достоинствами. Но при назначении человека на должность, связанную с практическим применением законов Торы, основное внимание следует обращать именно на его эрудицию в этих законах, на знание им повелений Торы и ее запретов, а также на соответствие его поведения этим  предписаниям.

Запрет назначать судью, руководствуясь иными его достоинствами, кроме перечисленных, содержится в речении Ашема, да будет Он превознесен: “Не лицеприятствуйте в судебных делах” (Дварим 1:17). И объяснено в Сифри (Дварим): “Не лицеприятствуйте в судебных делах” – это предостережение обращено к ответственному за назначение судей”. Другими словами, это запрет человеку, наделенному правом назначать судей в народе Израиля, руководствоваться любыми иными соображениями, кроме названных выше. И еще написано (там же): “Чтобы не думали: “Это прекрасный человек – назначу-ка я его судьей”, “этот человек – настоящий герой, назначу-ка я его судьей”, “этот человек – мой родственник, назначу-ка я его судьей”, “этот человек всегда дает мне взаймы – назначу-ка я его судьей” или “этот человек знает множество языков – назначу-ка я его судьей”. Ведь такие судьи оправдают виновных и осудят невинных, – и не потому что эти судьи – злодеи, но поскольку они некомпетентны в законах Торы. Поэтому-то и сказано: “Не лицеприятствуйте в судебных делах”.        

 

 

 

285-я заповедь – запрещение давать ложные свидетельские показания. И об этом Его речение: “Не отзывайся о ближнем cвоем свидетельством ложным” (Шмот 20:16). И этот же запрет повторен несколько в иных выражениях: “Не отзывайся о ближнем cвоем свидетельством пустым” (Дварим 5:17).

С тем, кто нарушает этот запрет, Тора предписывает поступить следующим образом: “...Сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему” (там же 19:19).

И сказано в Мехильте (Итро): “Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным” – предостережение лжесвидетелям”. Нарушитель этого запрета карается бичеванием, как указано в начале трактата Макот (4б). И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.