Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В начале четвёртой книги Торы рассказывается о всееврейской переписи населения.

И говорил Б-г Моше в пустыне Синай, в Шатре Собрания, первого числа второго месяца второго года после Исхода их из земли египетской, говоря (Раши: из-за возлюбленности их перед Ним пересчитывает их постоянно. Когда вышли из Египта — пересчитал их; и когда пали из-за [греха] тельца — пересчитал их, чтобы узнать число оставшихся; когда пришёл расположить Присутствие Своё среди них — пересчитал их: первого Нисана был установлен Шатёр Собрания, а первого Ияра (т.е., через месяц) — пересчитал их): «Посчитайте (“сеу” [שאו], т.е., букв. “вознесите”)голову всей общины Исраэля (р. Овадия Сфорно: упорядочить их, чтобы вошли в Землю Обетованную немедленно) — по семьям их (Раши: узнай число людей каждого колена), по домам отцов их(если отец из одного колена, а мать из другого, пусть засчитается в колене отца), по числу имён (Рабейну Бахаи: не сказано “имён их”, поскольку число евреев в пустыне Синай соответствует числу ангелов, находившихся там во время Синайского Откровения, и об этом сказано: “по числу имён”) — всякого мужчину по черепам их (Раши: посредством шекелей [пересчитай их] — Бэка (мера веса) на каждый череп)».

Раби Пинхас Горовиц в книге «Паним Яфот» исследует проблему пересчёта евреев: Следует понять сказанное мудрецами, что запрещено пересчитывать их (т.е., как приводит Раши, следовало пересчитывать не людей, а только сданные ими шекели; традиционная причина — «дурной глаз» — или представляется для р. Пинхаса недостаточной, или он считает нужным разъяснить её глубже). И смысл этого в том, что все сыны Исраэля — это одна душа, как объяснил Раши слова о семидесяти душах Яакова (в выражении «семьдесят душ» в Торе слово «душа» употр. именно в единственном числе, получается «семьдесят — [одна[ душа»), поскольку они прикреплены к Б-гу, а Он — Один и Един, чего не сказано о других народах, как написано (в 92-ом Псалме): «Разлучатся все совершающие несправедливость». Подобное находим и в описании «поколения Разделения» (т.е., поколения Вавилонской башни, когда народы были разделены и разлучены).

Поэтому, когда пересчитывают евреев, то делают разлучение (пируд פירוד) между ними и причиняют власть Меры Суда над ними, ведь написано (в главе «Аазину»): «Яаков — связь (“хевель”, [חבל] т.е., букв: “верёвка”) наследия Его», — как верёвкой, они связаны друг с другом, и все осуждения смягчаются («нимтаким» [נמתקים], т.е., букв.: «услащаются») с помощью корня (этой связи), ибо он — полностью хорош, без зла вообще, как сказано (в Свитке «Эйха»): «Из Уст Высших не исходит зол, а [только] Благо», — поскольку корень высший не содержит зла вообще (р. Пинхас разъясняет вышеприведённый стих из «Эйхи» не в соответствие с его простым смыслом, поскольку по-простому сказано, что «из Уст Высших не исходит, ни зол, ни блага»; однако, видимо, из-за того, что «зло» — во мн. числе, а «благо» — в единственном, р. Пинхас прокомментировал иначе).

И таким образом мы объяснили отрывок из Талмуда (Рош Ашана, лист 19), где сказано: Царство (римское) вынесло решение, чтобы евреи не изучали Тору, не делали детям обрезание и оскверняли Субботу. Что сделали Йеуда бен Шамуа и его соратники? Пошли и посоветовались с одной Матроной, у которой бывали все великие люди Рима, и она сказала им: «Идите и проводите ночную демонстрацию!» Пошли на демонстрацию ночью и говорили: «Ради Небес: разве мы не ваши братья, разве мы с вами (Эсав и Яаков) — не сыновья одного отца? Чем отличаемся мы от всех племён и языков, что вы приговариваете нас приговорами тяжкими?", и отменились [приговоры], и тот день сделали праздничным», — смысл в том, что вернули осуждения к корню высшему (т.е., защитились от приговоров связью с единым высшим Источником жизни еврейского народа), и [осуждения] были смягчены (р. Пинхас разъясняет выражение из Талмуда «разве мы не сыновья одного отца?!» не в соответствие с простым пониманием, по которому евреи обратились к римлянам и попросили вспомнить об общем происхождени Эсава и Яакова от отца Ицхака; по р. Пинхасу это выражение имеет дополнительный глубокий смысл, в него надо добавить большую букву: «Разве мы не сыновья одного Отца?!,» т.е., евреи подчеркнули своё единство, свою связь с Высшим Источником, и благодаря этому нейтрализовали влияние Меры Суда).

И также с помощью этой идеи мы объяснили отрывок (из главы «Аазину»): «Я умертвляю, и Я оживляю и т.д., ибо вознесу Я к небесам Руку Свою и скажу: жив Я вечно», — а именно, когда возвращаются («возносятся») все осуждения к корню, который является жизненностью истинной, ведь всякая смерть приходит со стороны «разлучения», как написано (в 1 гл. Свитка Рут): «Только смерть разлучит нас» (слова Рут, обращённые к свекрови, р. Пинхас также трактует более глубоко: смысл и причина всякого разрушения, самой смерти — оторванность, «отлучённость» человека и мира от Высшего Истока).

Поэтому, когда приказал Вс-вышний пересчитать их, сказал: «Вознесите голову всей общины сынов Исраэля», — а именно, чтобы вознесли их всех к их корню, который — Единство (слово «голова» — в ед. числе). И намёк на это в том, что число сынов Исраэля — 613, и при вознесении к корню каждый из них поднимается к [букве] «Алеф» (означающей и число один, и — при смене огласовок — число тысяча), получается шестьсот три тысячи (этот намёк р. Пинхас разъясняет далее, в конце абзаца), и уже написали мы подобное об истории с пришельцем, который был готов сделать Гиюр, если старейшина Гилель расскажет обо всей Торе, пока пришелец стоит на одной ноге, и Гилель сказал: «То, что ненавистно тебе, другим не делай; остальное — комментарий: иди, учись!» (трактат Шабат, лист 30), поскольку суть всей Торы — любовь к ближнему как к самому себе, ведь хотя и разделяется Тора на 613 заповедей, — корень один. Так и сыны Исраэля — при возвращении к корню своему единому, едины с Торой, ведь Десять Заповедей сначала были произнесены изречением одним (как сказано: «И говорил Б-г все слова эти»), и отделились от них ещё 603 заповеди — по числу тысяч сынов Исраэля.

И это — великое вознесение к высшему корню, называемому «Корона» (кетер כתר), которого сыны Исраэля удостоились при Даровании Торы, и, как известно, «череп» (также упомянутый в стихе про перепись) тоже указывает на этот уровень, и слово «Корона» по числовому значению равно всем трём следующим уровням, вместе взятым, — «Мудрости» (хохма חכמה), «Понимания» (бина בינה) и «Знания» (даат דעת) (все три слова вместе по числовому значению равны слову «Корона», «кетер», т.е. составляют 620), и об этом сказано: «По числу имён — по черепам их» (р. Пинхас показывает подчёркнутое числовым значением соединение трёх вышеупомянутых интеллектуальных уровней с их высшим корнем, обозначающим единство всего народа с Торой и поднимающимся над всеми способностями Разума).

Подобное мы видим и в главе «Вайехи»: когда праотец Яаков собрался давать благословения двенадцати сыновьям, сначала сказал он им: «Соберитесь и слушайте, сыны Яакова», — все вы должны сначала собраться, присоединиться к корню своему высшему, т.е., истинному единству.

И, может быть, именно потому, что Рувэну и Шимону не было дано благословение Яакова, Моше при подсчёте колен Рувэна и Шимона лишний раз упомянул, что подсчёт будет проводиться «по черепам их» (чтобы намекнуть на соединение с высшим корнем, ассоциирующимся с местом черепа, более высоким, чем мозг — тем самым, куда водружается корона).

Из «Книги для изучения Торы»