Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Одобряет ли Тора самоограничения, которые накладывает на себя человек?

В книге р. Йосефа ди-Тарани (Маhарит) «Цофнат Панеах» изучается проблема самоограничения: в главе излагаются законы «назира» (который добровольно брал на себя три ограничения — не пить вина, не стричья и не контактировать с «нечистотой смерти»). В частности, в Торе приводится закон «назира нечистого» (назир тамэ נזיר טמא):

«И если умрёт человек при нём (в присутствие Назира) неожиданно (Раши: из-за неминуемых обстоятельств), вдруг (по ошибке — например, забыв о запрете, Назир зайдёт на кладбище или прикоснётся к трупу), и осквернит голову назирейства своего (как объяснено в трактате Назир, лист 18, отсюда видим, что именно голова, волосы Назира оскверняются при контакте с нечистотой, и поэтому их надо сбривать), то обреет голову свою в день очищения своего (то есть, после совершаемого на третий и седьмой день окропления водой с пеплом красной коровы — см. гл. “Хукат”), в день седьмой побреется. И в день восьмой (Раши: от восьмого дня и далее) принесёт двух горлиц или двух молодых голубей к священнику (коhену), ко входу в Шатёр Собрания. И сделает священник одного грехоочистительной жертвой, а одного — всесожжением, и искупит его от того, что согрешил против души своей (хата аль hа-нефеш חטא על הנפש), и освятит голову его в тот день».

Издавна одним из главных предметов исследования в этом отрывке была фраза о «грехе против души». В чём провинился Назир? Только в том, что случайно вступил в контакт в нечистотой смерти, или в самом самоограничении, которое привело к этому контакту? Талмуд (Таанит, 11) приводит два подхода к этой проблеме (мнения двух великих составителей Мишны — раби Элазара hа-Капара и р. Элазара бен Шамуа).

Сказал Шмуэль (один из ведущих составителей Гемары первого поколения): «Всякий сидящий в посте называется грешником». Считал (Шмуэль) как тот законодатель («тана», т.е., составитель Мишны, т.е., более древний и крупный авторитет), о котором учили: Раби Элазар hа-Капар говорит: О чём сказало учение [в стихе]: «И искупит его от того, что согрешил против души своей»? Против какой души согрешил? Но это [написано], потому что мучил себя [отказом] от вина! И если этот, кто не мучил себя ничем, кроме отказа от вина, называется грешником, то тем более [грешник] тот, кто мучает себя отказом от всего (от всякого удовольствия)! (Раши: ибо нет заповеди себя мучить, как сказано в трактате Ориёт (лист 10): Праведникам, если они употребят [какое-то] из удовольствий этого мира, разве будет мерзко?). Раби Элазар [бен Шамуа] сказал: «Называется святым! Как сказано: Святым будет, отрастит длинно волосы головы (Раши: называются длинными не менее, чем после 30 дней отращивания). И если этот, который не мучил себя ничем, кроме отказа от вина, называется святым, то тем более [свят] тот, кто мучает себя отказом от всего (от всякого удовольствия)!» Однако для Шмуэля (считавшего, что мучить себя грешно) — ведь написано «святой» (как Шмуэль объяснит то, что Тора называет Назира святым?)! Это (отвечает Талмуд за Шмуэля) — написано только об отращивании волос (а отречение от вина — грех). А для р. Элазара (который прославил самоограничения) — ведь написано, что «согрешил против души»! Это (отвечает Талмуд за р. Элазара) — только о том, что Назир не уберёгся от нечистоты смерти».

Перед тем, как разъяснить этот отрывок Талмуда, р. Йосеф ди-Тарани приводит пространное рассуждение о коренном противоречии миров — нашего и будущего (мира материальных благ и мира духовных воздаяний после смерти): «Два мира — мир этот и мир грядущий — как две жены» («штей царот» [שתי צרות], т.е., букв. «две беды»: две жены одного мужа называются в Талмуде «бедами друг для друга»): когда возжелаешь одну, другая разгневается! Невозможно человеку тешиться наслаждениями этого мира, одновременно достигая возвышенностей души и целостности мира грядущего, ибо две противоположности не помещаются в одном [месте]…

И так сказал Рав (Санhедрин, 111) [ученику и другу] р. Кеhане, который завивал свои волосы (Раши: ухаживая за своей внешностью): «Не находится Тора в том, кто оживляет себя при ней! (т.е., получает от жизни удовольствие)…» И ещё сказано (Брахот, 5): «Нету человека, удостаивающегося двух столов (в этом мире, и в мире грядущем),» и хотя написали там Тосафот (комментаторы поколения внуков и правнуков Раши), что более точный, правильный текст в Талмуде — «не всякий удостаивается двух столов», т.е., кто-то всё-таки получает блага в обоих мирах (например, Составитель Мишны р. Йеуда hа-Наси, бывший и праведником, и богатейшим человеком), мне представляется, что текст Талмуда поправлять не следует. Ибо всё равно, при всём богатстве, даже р. Йеуда hа-Наси не имел удовольствий в обоих мирах (и именно так надо понимать слова Талмуда о «двух столах»). Ведь р. Йеуда сам сказал перед смертью, что вообще не получал удовольствия от материального мира (трактат Ктубот, лист 104), а ещё он переносил великие страдания во время болезни (трактат Бава Меция, лист 85)…

Об этом сказано в Мидраше (Тана де-вей Элияhу Раба): «Перед тем, как молиться, чтобы зашли слова Торы в тело его, пусть помолится человек, чтобы не заходили в тело наслаждения"… Беды этого мира дают надежду на жизнь мира грядущего».

После этого р. Йосеф ди-Тарани анализирует вышеприведённый отрывок — спор о самоограничении, разбирает ряд сложных талмудических вопросов, и в итоге делает следующий вывод: «Сидящий в посте называется грешником только если пост, лишая его сил, действительно мешает изучению Торы и исполнению заповедей (а не настраивает на них) — точно как написано в продолжении отрывка трактат Таанит, лист 10), что главное — определиться, “может ли человек мучить себя”, то есть, следует правильно оценить свои силы.»

И то же — о Назире: мнения мудрецов просто подчёркивают две разных грани, показывают разные ситуации. Первое мнение, осуждающее самоограничения (р. Элазар hа-Капар), говорит о случае, когда человек берёт на себя завышенные обязательства, переоценивает себя; или, например, делает как те, кто берут обеты из-за вспышки гнева, в запале спора с другими: у таких нет никакой награды за самоограничение, а только грех перед Б-гом, как разъяснено в Йерусалимском Талмуде (Назир, гл. 1, галаха 5): «Люди, которые в рассерженности дают обеты, из-за этого потом досадуют, что дали обещание, а раз досадуют, то в итоге приносят неподобающие жертвы в Храм (поскольку внутри себя Назир уже раскаялся в обещании, святость не пребывает на жертвах, приносимых по окончанию срока обета).»

Об этом написано (в первых словах отрывка о Назире): «Человек, который [себя] разъяснит (“яфли” [יפליא], р. Йосеф ди-Тарани даёт один из переводов этого слова, другой перевод, который приводит Раши, — “отделит”), давая обет быть Назиром», — нужно разъяснить свой обет, т.е., дать его в состоянии ясности ума, — понимая, сколько ты можешь взять на себя без ущерба для Служения Б-гу… Именно о таком — продуманном, «разъяснённом» обещании быть Назиром — говорит второе мнение (р. Элазар бен Шамуа), ведь подобное самоограничение приводит человека к святости (тут можно применить и второй перевод слова «яфли» — «отделит»: обет самоограничения должен стать хорошо рассчитанным, намеренным отделением человека от удовольствий этого мира — ради приближения к целостности духовной).

Из «Книги для изучения Торы»


Недельная глава Ваикра («И призвал») начинает описание видов жертвоприношений. Читать дальше

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

О смысле жертвы шламим

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Есть целый ряд ситуаций, при которых Тора обязывает приносить мирную жертву. Такое жертвоприношение помогает укрепиться в вере.

Совершая мицву, не делай ее за чужой счет. Ваикра

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваикра

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

В помощь изучающим Пятикнижие