Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Служение Б-гу не во Имя Его, а ради вознаграждения, — это не истинное служение. Цель в том, чтобы человек познал и ощутил, что Служение Творцу вынужденно самой сутью его бытия.

В главе «Бехукотай», в конце перечисления наград, получаемых еврейским народом за исполнение заповедей Торы, находится один из самых известных и часто цитируемых комментариев. Это — разъяснение р. Шломо Эфраима («Кли Якар»), где спрашивается: почему в тексте Торы упоминаются только материальные удобства, а духовное воздаяние после жизни (являющееся главным) вообще не упоминается. «Кли Якар» приводит 8 ответов на этот фундаментальный вопрос.

После обещаний сытости, мира, лёгких побед над врагами и огромных урожаев, Вс-вышний в завершение говорит:

«И буду ходить среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом».

Выражение «ходить среди вас» Раши объясняет так: «Буду прогуливаться с вами в Саду Райском, как один из вас, и не будете содрогаться передо Мной. Может быть, не будете благоговеть передо Мной?» Учение говорит: «И буду вам Б-гом» (употр. Имя «Элоким», обозначающее Качество Суда).

Пишет «Кли Якар»: Раши объясняет так, чтобы отстранить от Торы всякие придирки и оспаривания, которые говорят: есть тут основание для недовольства, поскольку не упомянута в Торе духовная награда в мире грядущем, и получается, что цель исполнения заповедей Торы — награда мира этого… И уже старались разрешить эту проблему многие. Семь мнений пространно разбираются в комментариях р. Ицхака Абарбанэля, я же упомяну эти 7 ответов кратко.

1. Мнение р. Моше бен Маймона (Рамбам). Все обещания удобств и успехов в этом мире — по сути не награда, а устранение того, что мешает служить Творцу (войн, болезней, голода). Р. И. Абарбанель добавляет, что духовная награда не упоминается, чтобы человек служил Создателю во Имя Его, а не за награду или из-за страха перед наказанием.

2. Мнение р. Авраама бен Эзры. Тора дана всем, а дела мира духовного будут поняты одним из тысячи. Ведь материальному человеку очень трудно постичь духовное.

3. Мнение р. Бахаи-старейшины (и также Рамбан склонялся к этому). Все обещания материальных наград выходят за границы природного мира (это сверхъестественно, когда дожди идут из-за исполнения заповедей и прекращаются из-за грехов). А то, что душа поднимется к своему истоку, естественно для души, и в упоминании не нуждается. (Ведь в Торе сказано о наказании «Отсечением души» (карет כרת), из чего понятно, что без этого наказания душа присоединится после жизни к своему истоку).

4. Из книги «Кузари» (р. Йеуды hа-Леви, где описано приобщение хазарского кагана к иудаизму). В старые времена многие отрицали «детальное слежение» Вс-вышнего за материальным миром, считая, что всё в мире делается не по Воле, а механически. Поэтому в Торе упомянуты именно материальные награды, показывающие прямое участие Творца в жизни нашего мира.

5. Мнение р. Саадии-гаона. До Дарования Торы многие служили звёздам, совершали для них специальные ритуалы, чтобы пришло благословение урожаям. Поэтому Вс-вышний упомянул, что даже без этих ритуалов (запрещённых Торой) материальные благословения не пропадут.

6. Мнение р. Нисима. Если Вс-вышний обещал соединиться с еврейским народом, расположить тут своё Присутствие даже в этом мире, где к душе примешана материя, то тем более Присутствие Творца будет с душой после освобождения от телесной оболочки.

7. Мнение р. Йосефа Альбо из «Книги основ». Материальные блага (как победы над врагами или большие урожаи) даются сразу всему народу, они — дело коллективное, ведь мир судится по большинству деяний. Духовные награды — дело индивидуальное. В Торе упоминается то, что касается всего народа в целом.

После этого перечисления «Кли Якар» приводит собственный аргумент: если бы награда в этом мире была единственным обещанием, тогда в чём примущество Авраама, скитавшегося всю жизнь, от Нимрода-злодея, властвовашего над миром?..

В книге уроков р. Моше Шапиро «Реэ Эмуна» (уроки 29 и 32) подробно раскрывается смысл первого из 8 ответов. Сначала р. Моше разъясняет ошибочность служения «во имя награды» (из-за чего в Торе упомянуты не духовные награды, а материальные удобства, позволяющие служить Б-гу, не отвлекаясь на войны и лечение болезней).

Среди прочего р. Моше говорит: Служение Б-гу не во Имя Его, а ради вознаграждения, — это не истинное служение. Цель в том, чтобы человек познал и ощутил, что Служение Творцу вынужденно самой сутью его бытия. То есть, так же, как для бытия необходимо наличие земли под ногами и воздуха для дыхания, так же для него необходимо и Служение Б-гу… Всякий, кто рассматривает заповеди Торы как средство для [хорошего] воспитания или психологической помощи, отрывает Тору от её корня… От этого предостерегал в Мишне (Авот, гл. 1) Антигнос из Сохо: «Не будьте подобными рабам, служащим господину своему ради вознаграждения…»

Награды же материальные, продолжает р. Моше, вообще нельзя назвать наградами, а только — помощью, которая даёт возможность исполнять заповеди. Об этом сказано в Талмуде (Кидушин, 39): «Награды за заповеди в этом мире нет», — «нет» в смысле нет для этого возможности, нет в этом мире средств для награды, соответствующих величию заповеди…

Далее (говоря о намерениях при исполнении заповедей) р. Моше приводит (от имени Маймонида), что существует два случая исполнения заповедей: когда человек заставляет себя, побеждая дурные инстинкты, и когда, наоборот, в нём преобладает естественная, «природная» склонность к заповедям. Из слов Маймонида следует, что необходимо и то, и другое. Заповеди, регулирующие отношения людей, следует исполнять не только потому что так приказал Вс-вышний, но и по естественной склонности к ним: как написано в Мидраше, «если бы Б-г не дал эти заповеди (вроде запрета воровать, обижать, наносить ущерб), мы должны были бы сами понять их необходимость». Благо, совершаемое человеком для других, должно исходить из его сердца, а не только от приказа свыше — иначе теряется сама форма такой заповеди[1].

Отметим, что подавляющее большинство «заповедей между человеком и человеком» — это законы самой Торы (а не мудрецов): бросающий на тротуар кожуру банана нарушает запрет Торы, тот же, кто ест банан без благословения — нарушает запрет мудрецов…

Для других заповедей, т.н. «хуким» (חוקים), до конца не познаваемых Законов Торы — нормально (и даже правильно) если человек исполняет заповедь в борьбе с собой, как написано в Мидраше (Торат Коhаним): «Пусть не говорит человек: не желаю кушать мясо с молоком, одевать шерсть со льном или вступать в запрещённые интимные отношения! Но [пусть скажет:] «Желаю! Однако что делать?!.. Вс-вышний мне запретил».


[1] Неоценимая важность этой констатации р. М. Шапиро, бесспорно, нуждается в многократном повторении и подчёркивании.

Из «Книги для изучения Торы»


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.