Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.

«И взяли сыновья Аарона Надав и Авиhу — [каждый] человек совок свой (махтато מחתתו), и поместили в них огонь, и положили на него воскурение, и принесли перед Б-гом огонь чуждый (эш зара אש זרה), который не приказывал им [принести]. И вышел огонь от Б-га (Раши: Раби Элиэзер говорит: умерли сыновья Аарона потому, что указали закон в присутствии Моше (как объяснено в Талмуде, трактат Йома, приняли решение принести “обычный огонь”, несмотря на то, что основной огонь на жертвеннике являлся от Вс-вышнего); рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: выпив вина, вошли в Святилище; знай, что сразу после их смерти предостерегла Тора оставшихся священников, чтобы не заходили, выпив вина, в Святилище) и пожрал их, и умерли перед Б-гом (Раби Авраам бен Эзра: ибо они думали, что сделали вещь, желанную перед Ним; р. Шломо Липман в книге комментариев "Ави Эзер» поясняет, что, несмотря на высокие намерения, сыновья Аарона были наказаны, потому что с таких великих людей, близких Б-гу, очень велик спрос, как сказано (Теhилим, 50): «Вокруг Него — буря великая», и сыновья Аарона, будучи мудрецами и праведниками, должны были правильно понять, каково Желание Творца, и получили страшное наказание за ошибку). И сказал Моше Аарону: «Это [то], что говорил Б-г, сказав: близкими Мне освящусь (Раши: где Б-г это говорил? “И буду узнан там сынами Израиля, и освящусь во Славе Своей” (Шмот, 29), не читай “во Славе Своей (би-хводи בכבודי)", а [читай] “с помощью прославленных Моих (ба-мехубадай במכובדי).” Сказал Моше Аарону: “Аарон, брат мой! Знал я, что освятится Храм с помощью известных Б-гу [людей], и считал я, что или через меня, или через тебя. Но сейчас я вижу, что они более великие, чем я и ты”) и перед всем народом прославлюсь!", и промолчал Аарон (получил награду за молчание своё, ибо уединилось с ним Речение Б-га (Б-г обратился только к Аарону), когда Б-г сообщил о запрете заходить в Храм, выпив вино).

Раби Шломо-Эфраим в книге "Кли Якар” перечислил основные причины гибели сыновей Аарона, приведённые в традиционных толкованиях: “О сущности их греха умножились мнения. В Мидраше приводится, что они вошли, выпив вина. Есть говорящие, что они вошли безо всех необходимых одежд (мехусрей бгадим מחוסרי בגדים), а есть говорящие, что причина в том, что не было у них детей. Также говорят, что вина их в том, что не женились. Или в том, что указали Закон в присутствии своего учителя Моше. А есть говорящие, что они шли за Моше и Аароном и говорили: “Когда умрут старцы эти, и мы будем руководить общиной?” И ещё есть мнение, что грех золотого тельца был причиной их смерти — Аарон расплатился за своё участие в нём в двойном размере, и указание на это обнаруживается в стихе о двойной плате за украденное” (в дальнейшем р. Шломо-Эфраим отыскивает намёки на вышеприведённые объяснения в самом тексте Торы о смерти сыновей Аарона, многопланово разъясняя понятие “огонь чуждый”).

В книге "Ктав Софер» приводится две часто упоминаемых причины гибели — из-за нежелания плодиться и из-за слов «когда умрут старцы эти», и задаётся вопрос: Как действительно всё это связано со словами о «чуждом огне»? И, кроме того, как праведные дети Аарона могли отказаться исполнять заповедь продолжения рода, да ещё сказать подобное об отце и дяде?!

Видится мне, разъясняет р. Авраам-Шмуэль-Биньямин, что потому не женились Надав и Авиhу, что смотрели на сыновей Моше которые, как известно, не были такими, какими должны были быть. И если уж сыновья Моше не такие, как должно, то любой простой еврей будет брать с них пример (и оправдывать собственные недостатки).

И решили сыновья Аарона, продолжает автор книги «Ктав Софер», что причина этого — постоянная занятость Моше с общиной, из-за которой ему было невозможно следить за своими сыновьями. Ведь он постоянно перемещался от горы к народу и обратно (т.е., исполнял роль посредника между евреями и Творцом). И подобное этому сказали мудрецы о сыновьях пророка Шмуэля, которые не пошли по пути отца, поскольку он постоянно занимался общинными проблемами. А сыновья Аарона были, наоборот, праведниками, потому что Аарон не был так, как Моше, занят с народом и успевал следить за сыновьями (он не поднимался к Б-гу, как Моше, и поэтому много занимался с домочадцами).

Думая об этом, Надав и Авиhу приняли решение не создавать семьи, поскольку понимали, что после смерти Моше и Аарона им придётся возглавить народ, и если у них будут сыновья, то они не смогут уследить за ними, и сыновья пойдут по нехорошей дороге. Или же Надав и Авиhу не смогут, как следует, руководить общиной (если будут стараться больше времени посвящать семье). Поэтому во Имя Творца и Его народа они решили не жениться вообще.

Таким образом соединяются две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: то, что они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и то, что не создали семьи. Ведь когда говорили они так, то, конечно же, не имели в виду, что ждут, когда, наконец, освободятся места вождей, а только размышляли о том, что после смерти этих старцев им придётся стать руководителями народа; думали о том, что Моше очень много работал с общиной, из-за чего его дети не хороши, а Аарон, следивший за сыновьями, не мог полноценно отдаваться работе с народом. Значит, будущим руководителям еврейского народа вообще не следует создавать семьи.

В действительности, это было ошибкой. И нечто подобное описано в Талмуде (в первой гл. трактата Брахот): во времена Первого Храма царь Хизкияу тоже не желал жениться и плодиться, чувствуя, что отпрыском его будет страшный злодей. И пророк Йешаяhу пришёл к нему и сказал: «С тайнами Вс-вышнего — что тебе?", т.е. зачем тебе задумываться о том, что скрыто от людей, и не исполнять из-за этого прямое указание Торы — заповедь плодиться и размножаться?

И теперь можно соединить эти два отрывка из Мидраша с формулировкой самого стиха о “чуждом огне”. В старших сыновьях Аарона горел огонь — огонь любви к Б-гу и народу Его, и именно из-за этого они решили не создавать семьи. Однако это был огонь чуждый, который не принимается Творцом. Именно из-за этого написано: “И принесли перед Б-гом огонь чуждый, который не приказывал им [принести]”, ведь не приказывал им Творец руководить общиной не так, как Моше».

Из «Книги для изучения Торы»


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»