Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

1. Определение понятия «намек на лашон-ара»

Существуют высказывания, сами по себе злословия не содержащие, но способные его вызвать. Они называются «намеком на лашон-ара». Употреблять их, безусловно, не такое серьезное нарушение, как злословить напрямую, но тем не менее и это запрещено. В настоящей главе рассматриваются различные формы таких «намеков лашон-ара».

2. Прямые намеки

Наша речь переполнена намеками и ассоциациями. Обмолвка о чьем-то недостатке или дурном поступке, как правило, возбуждает любопытство, провоцирует вопросы и, в конце концов, приводит к открытому злословию.

«Кто бы мог подумать, что Реувен дойдет до такого?» (Собеседник обязательно спросит: «Что случилось, что он сделал?»)

«Я не слишком высокого мнения об этом Зильберштейне». (Естественная реакция слушателя: «Почему?»)

«Давайте не будем говорить о Семене. Мне не хочется рассказывать, что произошло». (Люди заинтригованы: «Что ты имеешь в виду?»)

«Она так изменилась». (Подразумеваются внешние изменения не в лучшую сторону. Моментально следует реплика слушательниц: «А как она выглядела раньше?»)

Однажды в субботу Рая и Софа прогуливались по улице. По другой стороне улицы шла Броня, которая помахала Рае рукой. Когда девушки прошли дальше, Софа спросила: «Что она за человек? Ты хорошо ее знаешь?» — «Ох, не спрашивай, — ответила Рая. — Не хочется злословить, да еще в субботу…»

Тем не менее, ее ответ сам по себе содержит злословие. Это — типичный пример «намека на лашон-ара».

3. Похвала в присутствии врагов

Предположим, мы хвалим человека в присутствии людей, которые терпеть его не могут. Казалось бы — что тут такого? Тем не менее, это «намек на лашон-ара», так как наша похвала может вызвать противоположную, негативную реакцию: как только разговор коснется этого человека, польется поток злословия.

Товарищ Горовиц и товарищ Гроссман много лет не разговаривают друг с другом. Не стоит их общему знакомому Грину в присутствии товарища Горовица упоминать о доброте товарища Гроссмана.

Так же и Елене Баум не следует хвалить рецепт торта, испеченного Верой Котляревской, в присутствии Нелли Левиной, у которой с нашей Верой какие-то старые счеты.

В результате решения раввинского суда, глава которого — рабби Хаим, мистер Якобиц потерял большую сумму денег. Мистеру Фарберу нежелательно упоминать имя рабби Хаима в присутствии мистера Якобица.

4. Чрезмерная похвала

Даже если вы рассказываете о ком-то в присутствии людей, которые к нему относятся доброжелательно, не следует его хвалить чрезмерно. Расточая неумеренные комплименты, вы в конце концов можете сами не заметить и перейти в другую крайность — сказать о нем что-нибудь дурное. Более того, слушателям может надоесть слушать, как кого-то превозносят, и они начнут вспоминать обо всех недостатках этого человека. Знайте, что далеко не все могут спокойно пережить чье-то явное превосходство!

«Дани прекрасный человек: образованный, отзывчивый, воспитанный, искренний. Его единственный недостаток — вспыльчивость».

Так и получилось — чрезмерная похвала привела к произнесению лашон-ара

В течение десяти минут Ривка только и делала, что превозносила Беллу. Мирьям, которая спокойно слушала эти похвалы, в конце концов не вытерпела: «Извини, но она тоже далеко не ангел».

Ида, присутствовавшая при том же разговоре, тут же вставила: «У Беллы, при всех ее достоинствах, есть склонность презирать людей, стоящих, как она считает, на более низком, чем она, культурном уровне».

5. Похвала в присутствии многих

Хвалить человека в присутствии большого количества людей запрещено, даже если наша похвала скромна, и у нас нет информации о том, что кто-то из присутствующих недолюбливает того, о ком идет разговор. Вполне возможно, что у кого-то из слушателей появится желание упомянуть один из его недостатков.

Разрешено хвалить в обществе лишь человека, обществу не знакомого, — но даже в этом случае делать это надо осторожно и деликатно, не превознося его до небес.

Благоразумнее всего — держаться в стороне от групп, обсуждающих чужие достоинства. Вполне возможно, что будут упомянуты чьи-либо отрицательные черты, даже если говорят о человеке, по-настоящему праведном и обладающем авторитетом.

6. Похвала хорошему человеку

Если вы уверены в кристальной честности человека, то можете похвалить его перед другими: ведь вы знаете, что никто не попытается его очернить. Даже если и найдется любитель злословия, остальные будут уверены, что он лжет.

7. Похвала, содержащая намек на недостатки

Если наша похвала содержит намек на недостаток человека — лучше не будем его хвалить публично.

Саша Шнайдер хочет сообщить другу, что Алик Фихтман очень добр к своим родственникам. Если Шнайдер подразумевает, что Фихтман добр исключительно к родственникам, но не к другим людям, до которых ему нет никакого дела — эта похвала запрещена.

«Бедняжка Малка так старается на уроках». Если подобная фраза содержит намек на то, что Малка не слишком способна к учению, произносить ее запрещено.

8. Похвала, которая не может не причинить вреда

Не следует хвалить человека, если он от наших комплиментов может пострадать, — например, петь дифирамбы чьей-либо щедрости перед такими людьми, которые, будучи не слишком щепетильными, начнут донимать его, прося денег.

Начальник Наума Григорьевича Рубинштейна выписал тому щедрую премию. Науму Григорьевичу не надо бежать с этой радостной вестью к остальным сотрудникам, которые тоже мечтают о премии.

9. Высказывание, которое по ошибке могут принять за лашон-ара

При определенных обстоятельствах разрешены (и даже необходимы) отрицательные утверждения: критика и упреки. Но они запрещены, если слушатели могут принять их за лашон-ара.

Эзра Альтман, соблюдающий заповеди, знает, что Дима Ташевский любит полакомиться устрицами, которые запрещены евреям Торой. Эзра уже несколько раз увещевал друга. Тот не меняет своего поведения. Эзра уверен, что Дима поступает так вполне по своей воле и сознательно.

В принципе Эзра Альтман имеет право сообщить об этом остальным членам их компании. Однако если он знает, что, например, Борис Фейлер ему не поверит, то его рассказ будет выглядеть, как «намек на лашон-ара». Борис решит, что Эзра просто злословит о Диме, и никакой пользы рассказ не принесет: никто не исправится, не задумается над своими поступками.

10. Держитесь дальше от злословия!

Избегайте людей, произносящих лашон-ара! Если вы знаете, что конкретный человек постоянно сплетничает и злословит — ваши отношения с ним должны быть предельно сухими и деловыми, — если без них никак нельзя обойтись.

С постоянно злословящими людьми запрещено даже жить по соседству. «Проклят негодяй, проклят его сосед». Даже если вы твердо решили не верить их злословию, слушать их все равно запрещено, — а жить рядом и не слушать человека, согласитесь, очень сложно.

В аудитории или зале старайтесь не садиться рядом с теми, кто любит сплетничать и злословить. Кроме того что они принудят вас слушать их лашон-ара (или непосредственно участвовать в их «злоязычном» разговоре) — своей праздной болтовней они будут отвлекать вас от праведных дел и мыслей. Особенно опасно их соседство в синагоге или ешиве.

Фира Бреннер — известная сплетница. Оля Козенецкая прекрасно знает, что, пойдя к ней в гости, окунется в море злословия. Если она не в состоянии помешать хозяйке произносить лашон-ара, то ей нельзя посещать ее дом. Встречая ее на улице, Оля Козенецкая должна ограничиваться общими фразами приветствия.

Спор между Мотей Герцем и Левой Минцем в разгаре. Оба зло высмеивают друг друга. Конечно, при этом оба уверены, что язвят с самыми чистыми намерениями, но они позабыли спросить у сведущего человека, разрешено ли их злословие. Скорее всего, они очень удивятся, когда узнают, что их лашон-ара ничем оправдать нельзя.

К ним подходит их общий друг, Додик Иоффе. Он их хочет остановить, но понимает: любая фраза, которую он скажет вслух, вызовет еще больший поток злословия. Чтобы защитить себя и не слушать лашон-ара, он должен отойти подальше — до тех пор пока они оба не успокоятся.

11. Измените тему!

Есть один очень действенный метод не слушать злословие: если вы не в силах остановить собеседника упреком, то смените тему разговора! Даже если злословящий не сразу поддается на этот прием (людей, произносящих лашон-ара, обычно трудно остановить) — вы должны взять инициативу разговора в свои руки.

Как только ваш собеседник начинает фразу: «Ой, что наш Рувим сделал вчера?» — быстренько напомните ему о том, что пишет Раши о благословении Реувена в недельной главе или, в крайнем случае, пожалуйтесь на сильную боль в спине.

12. Берегите детей от злословия!

Родители обязаны строго указывать детям на недопустимость произнесения лашон-ара, подробно объясняя, почему этого нельзя делать. Привычка злословить и сплетничать закрепляется в детстве. С той же тщательностью, с какой детей учат соблюдать заповеди и быть приличными людьми, их следует обучать (и в первую очередь — силой личного примера) не произносить лашон-ара.