Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Традиция утверждает, что Моше принял Тору от Б-га на горе Синай, что Моше записал Тору и, в свою очередь, передал ее еврейскому народу. Это та Тора, которая затем передавалась из поколения в поколение вплоть до наших дней.

Никто не отрицает, что Письменная Тора существует или что она написана в древние времена. Но у многих возникает вопрос: где доказательства того, что Тора не была написана Моше или его современниками без всякого Б-жественного руководства? Вот, что можно сказать по этому поводу:

а) Тора содержит множество трудновыполнимых предписаний, в том числе и одиннадцать установлений (хуким), которые не поддаются рациональному объяснению (например, предписания не надевать одежду из смеси шерсти и льна, не смешивать молоко с мясом и т. д.) Во времена исхода из Египта евреи не были послушным народом. Они с трудом признавали власть над собой и зачастую роптали на своего вождя Моше. Крайне маловероятно, чтобы жившие в то время 600 000 взрослых евреев безропотно согласились с ограничениями, налагаемыми на них Торой, если бы эти требования исходили лишь от простого смертного. Моше был всего лишь почтенным старейшиной, и он не мог в одиночку утвердить свою власть. Значительно более вероятно, что евреи согласились принять заповеди Торы в результате прямого Б-же — ственного вмешательства — Откровения Б-га на Синае.

б) В Торе имеются заявления, которые не рискнул бы сделать ни один из смертных. Несомненно, что ко времени Исхода человечество не обладало соответствующей эмпирической информацией. Определенные утверждения Торы могли быть опровергнуты уже в следующем поколении, но все они были подтверждены, причем многие из них уже в наши дни. Одним из таких примеров, как указывалось ранее, является порядок сотворения мира. Действительно, ни один смертный во времена Моше не мог бы с определенностью сказать, что растения и водные животные появились раньше наземных организмов, — однако, именно это утверждает и современная палеонтология. Как мог простой человек утверждать, что только три вида из всех животных — гамаль (верблюд), арневет (заяц) и шофан (кролик) жуют жвачку и имеют неполностью раздвоенные копыта (Дварим 14:7—8)? Это мог знать только всезнающий Б-г, и действительно — никто во всем мире до сих пор не обнаружил животных с подобными чертами. И кто бы мог взять на себя смелость утверждать, что, если евреи не будут выполнять мицвот, их святыня будет разрушена, а сами они будут рассеяны по свету? А что, если бы предсказание не сбылось? Тогда Тора потеряла бы смысл, поскольку перестала бы соответствовать истине. На самом деле, только всезнающий Б-г мог сделать столь точное предсказание.

Евреи грешили, Храм был разрушен, и евреи до настоящего времени остаются рассеянными по всему миру. Подобно этому предсказания пророков (Иешаи, Ирмияу и Ехезкеля) о разрушении Первого Храма и о возвращении евреев из Вавилона после 70 лет изгнания могли быть сделаны только с Б-жьей помощью. Факт существования подобных предсказаний — свидетельство того, что за ними стоит всемогущий Творец.

в) Кроме того, логика показывает, что даже форма написания Торы была бы иной, если бы она являлась созданием человеческого гения. Всякий вождь, особенно в те древние времена, представил бы себя и своих предков богоподобными существами без всяких изъянов. Однако мы находим, что Тора упоминает многие недостатки Моше и его предшественников. Например, Моше происходит из колена Леви, но сам Леви показан человеком, который разрушил целый город Шхем, что Тора строго осуждает (Берешит 49:6). Тора не утаивает и недостойных действий брата и сестры Моше: Аарона, участвовавшего в создании золотого тельца, и Мирьям, которая дурно отозвалась о Моше. Сам Моше нарушает волю Всевышнего, ударив в скалу, чтобы получить воду, и в наказание лишается права войти в Святую Землю. Если бы Моше написал Тору сам, он, вероятно, не включил бы в нее эти нелицеприятные рассказы о себе, своей семье и своем народе.

Кроме того, Моше, наверное, не обнародовал бы многие законы, которые мы находим в Торе. Для чего ему создавать хуким — законы, не имеющие никаких рациональных оснований? Это вряд ли прибавило ему популярности. Зачем бы он уделил так много внимания законам Эрец Исраэль — земли, в которую ему не было суждено попасть? Почему он выбрал Иеошуа, а не одного из своих сыновей в качестве преемника? Почему он отказал своим соплеменникам, левитам, в постоянном наделе в Святой Земле?

Эти и многие другие факты свидетельствуют, что ни Моше, ни какое-либо другое человеческое существо не могло написать Тору. Только сам Б-г смог сделать Тору столь совершенной, что она остается актуальной до сего дня.

Резюме второй части

В этой части мы обсудили становление евреев как уникальной нации, избранной Б-гом для соблюдения законов Торы. Вместе с избранностью приходит и повышенная ответственность: евреи должны быть представителями Б-га на земле и вести себя так, чтобы служить примером другим народам. Тора, состоящая из двух частей: Письменной и Устной, управляет жизнью евреев. Соблюдая Тору, евреи достигали духовных вершин и большого личного удовлетворения. На протяжении всей человеческой истории наш народ сохранился как единое целое и внес большой вклад в развитие цивилизации. Однако когда евреи нарушали заветы Б-га и не оправдывали Его ожиданий, Он сурово их наказывал.

Мы видим, что Тора — не книга примитивных небылиц, но Б-жественная сокровищница мудрости, закона и исторических сведений. Исторические события, описанные в Торе, во все возрастающем объеме подтверждаются археологами, и мы показали, сколь нелепо утверждать, что Тора была написана человеком.

Но что это такое, конкретно, законы Торы? Какова их цель? Как эти законы позволяют народу создать образцовое общество и как они помогают людям жить более достойной жизнью?

Мы рассмотрим эти вопросы в следующем разделе.

с разрешения издательства Швут Ами


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше