Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Если муж женщины находится здесь же в городе, заповедь требует от нее окунуться вовремя, чтобы не откладывать выполнение заповеди плодиться и размножаться даже на одну ночь, поскольку мы знаем, что Йеhошуа был наказан за то, что не дал евреям возможности выполнять заповедь плодиться и размножаться всего одну ночь. Если же женщина откладывает окунание, чтобы досадить своему мужу — ее наказание очень велико, Б-же упаси.

2. В седьмой день (последний из семи чистых дней — перев.) женщине запрещено окунаться до выхода звезд. И даже окунуться незадолго до выхода звезд, так, чтобы прийти домой уже после выхода звезд — все равно запрещено. Даже если женщина окунается не вовремя, то есть не успела окунуться в седьмой день и окунается после этого, ей также запрещено окунаться днем. И также в этом случае следует запрещать ей окунаться даже незадолго до темноты, так, чтобы вернуться домой уже после наступления темноты; она должна окунуться именно ночью. Невесты же, окунающиеся перед хупой, могут окунуться в восьмой или более поздний день также и днем. А в тяжелой ситуации они могут, даже окунаясь в седьмой день, окунуться днем, и даже рано утром, после появления луча солнца; однако ставить хупу до выхода звезд не следует. Однако если невеста окунается уже после свадьбы, хотя это и первое ее окунание для мужа, она подчиняется всем тем же законам, что и всякая другая женщина.

3. Если женщина оказалась в форс-мажорных обстоятельствах, например, если она боится окунаться ночью из-за холода или ночных страхов, или если миква расположена вне города, а городские ворота закрываются на ночь — во всех этих случаях женщина имеет право окунуться в восьмой день днем; однако в седьмой день ей не следует окунаться днем даже и в этих случаях. И даже в восьмой день ей разрешено окунаться днем только в том случае, если она вымоется непосредственно перед окунанием; если же ее восьмой день выпал на Шаббат или Йом-Тов, так что ей придется не только мыться накануне, но и окунаться днем, а не ночью, — это запрещено потому, что одновременно две разных вещи не разрешают (в данном же случае мы должны были бы разрешить ей, во-первых, окунуться днем, а во-вторых, окунаться не сразу после мытья, а лишь по прошествии времени).

4. Во время окунания не следует ни на чем стоять. Если же миква очень глубокая и женщине приходится стоять на ступеньке, пусть спросит раввина, как поступить.

5. Не следует окунаться там, где есть опасение, что окунающуюся увидят, поскольку из-за этого она будет слишком торопиться окунуться, и мы опасаемся, что она сделает это небрежно. Если же она нарушила этот запрет, и мы точно знаем, что она окунулась правильно — окунание ей засчитывается.

6. Когда женщина окунается в микву, рядом с ней должна быть другая женщина, еврейка, взрослая, то есть старше 12-ти лет и одного дня, чтобы следить за тем, чтобы ее волосы не плавали в момент окунания по поверхности воды. Если же женщины найти невозможно, рядом с ней может стоять ее муж, чтобы убедиться, что она окунулась как положено.

7. Разрешается окунаться в ночь Шаббата (и см. выше, глава 86), если ночь ее окунания выпала именно на это время, так что окунуться раньше она не может, и если ее муж находится в этом же городе. Если же муж находится в другом месте, или если она могла окунуться раньше, то ей запрещено окунаться в ночь Шаббата. Если речь идет о роженице, по отношению к ней есть разные законы, говорящие о том, когда ей можно, а когда нельзя окунаться в ночь Шаббата, и ей следует обратиться к раввину. Если же ночь окунания женщины уже прошла, а она не окунулась, поскольку ее мужа не было в городе, а сейчас, накануне Шаббата, он вернулся — в некоторых местах женщине в этом случае запрещают окунаться в ночь Шаббата. Там же, где нет установившегося обычая, запрещать это не следует. В тех же местах, где принято в этом случае запрещать женщине окунаться в ночь Шаббата, ей не следует окунаться также и в ночь исхода Шаббата.

Вдове, вновь выходящей замуж запрещено окунаться в ночь Шаббата, поскольку запрещено вступать с ней в первую половую близость в Шаббат (см. выше, глава 148). А в ночь исхода Шаббата некоторые разрешают ей окунаться.

8. После того, как женщина окунулась в микву, как положено, она, еще стоя в воде, произносит благословение: «…освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам окунаться». И следует требовать, чтобы перед произнесением благословения она закрыла себя снизу каким-нибудь полотенцем, или по крайней мере обняла себя руками, чтобы разделить сердце и срамные места; и во время произнесения благословения ей не следует смотреть в воду. Если же она окунается в таком месте, где может замутить воду ногой, лучше перед благословением так и сделать.

У некоторых принято после произнесения благословения окунаться еще раз, и это — правильный обычай; только следует проследить, чтобы и второе окунание происходило строго по закону.

9. После того, как женщина окунулась в микву по всем законам, ей разрешается пойти в баню, чтобы согреться, даже если это баня, в которой потеют. Однако мыться после миквы в ванне некоторые запрещают — и распространился обычай запрещать это. Однако облить женщину горячей водой, чтобы она согрелась, следует разрешать. В местах же, где принято запрещать и это, не следует отменять этого обычая.

10. Окунающейся женщине следует быть скромной и скрывать, в которую ночь она окунается. И не следует ей идти окунаться при ком-то, чтобы не поняли, что именно она собирается делать. Если же женщина так не поступает — о ней сказано: «Проклят возлежащий со всякой скотиной».

Кроме того, женщине следует проследить, чтобы, когда она выходит из миквы, ее встретила ее подруга и дотронулась до нее, чтобы не оказалось так, что первым до нее дотрагивается что-нибудь нечистое: собака, осел, свинья, конь, прокаженный и т.д., или неученый и не очень кошерный еврей (ам hа-арец), или нееврей. Если же при выходе из миквы ее коснулось что-то из вышеперечисленного, то, если это женщина, боящаяся Небес, пусть окунется еще раз.

Если человек встречает женщину, выходящую из миквы, можно опасаться, Б-же упаси, несчастья; избежать же его можно, произнеся следующие два стиха: «Изливает Он позор на знатных и заставляет их блуждать в пустынном месте, где нет пути» (Тhиллим, 107:40) и: «Изливает позор на знатных и ослабляет пояс могучих» (Ийов 12:21).

11. Некоторые разрешают нагреть воду миквы, некоторые же запрещают. И во многих общинах распространился обычай разрешать это. Там же, где такого обычая нет, разрешать этого не следует. И в тех местах, где принято разрешать нагревать воду, необходимо следить, чтобы при окунании в ночь Шаббата вода была не совсем горячей, а теплой (и см. выше, глава 86).

12. Относительно возможности окунуться в реку — по мнению многих великих законоучителей благословенной памяти это можно делать только в то время, когда воды в реке настолько мало, что заведомо ясно, что эта вода попала в реку не от дождей и не от таяния снегов, поскольку дождевая и талая вода очищает только в том случае, если она собралась в одном месте в стоячем водоеме. Когда же эта вода течет по земле, она не очищает; только родниковая вода очищает, когда течет. И только в тяжелой ситуации, в местах, где нет миквы, принято разрешать окунаться в реку, полагаясь на мнение тех законоучителей, которые полагают, что даже если видно на глаз, что река вздулась из-за дождей или таяния снегов, мы все равно считаем, что большая часть ее воды попала в нее из подземных родников, поскольку во время дождей воздух влажен и подземные источники становятся мощными и многоводными, так что всегда оказывается, что большая часть воды реки попала в нее из родников. Дождевая же вода, составляющая меньшую часть воды, считается неважной в сравнении с родниковой водой, которой больше, и поэтому очищает даже в текучем виде. Однако в местах, где есть миква, Б-же упаси разрешать окунаться в реке. И даже в местах, где нет миквы, следует при возможности, если река вздулась из-за дождей, отложить окунание на два-три дня, пока она не вернется к своему обычному состоянию. И хорошо было бы, если это возможно, окунаться не там, где река разлилась, а там, где вода течет постоянно, поскольку такое окунание есть некоторые дополнительные основания разрешить.

13. Если же река наполняется только дождевой водой, время от времени пересыхая, даже если во время дождей в нее впадают и другие реки — тем не менее, поскольку иногда эта река пересыхает, нет никаких оснований разрешить окунаться в нее, пока она течет; окунуться в ее воду можно только в том случае, если она собралась в стоячий водоем.

14. Законов постройки кошерной миквы чрезвычайно много. И во всяком месте, где строят микву, за этим должен наблюдать признанный раввин, большой знаток Торы и праведник. Если же в уже построенной микве изменилось что бы то ни было, большое или маленькое, следует немедленно спросить раввина, осталась ли она кошерной. И также если потребуется вычерпать воду миквы, чтобы очистить ее, следует спросить раввина, как это сделать.


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше