Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Требующая заповедь — прикрепить мезузы ко всем входам. И даже если у человека в доме несколько комнат, а в каждой комнате несколько дверей, предназначенных для входа и выхода, несмотря на то, что обычно он пользуется только одной из них, на всех них должна быть мезуза. И даже если в доме теперь живет меньше народу и поэтому используется только одна дверь, мезуза все равно должна быть на всех дверях. Но, если один из входов предназначен только для того, чтобы время от времени вносить через него грузы, а для входа и выхода используется другой — тогда тот вход, что используется только для грузов, не обязан иметь мезузу.

2. На воротах дворов, переулков, кварталов и городов также должна быть мезуза, как сказано: «… и на воротах твоих».

3. Мезузу нужно прикрепить с правой стороны от входящего. А если она установлена слева, она некошерна, и следует снять ее, установить справа и благословить на нее. И в данном случае неважно, левша устанавливающий ее или не левша.

4. Если два дома стоят рядом, и у каждого есть свой выход на улицу или во двор, и в разделяющей их стене тоже есть дверь , так что непонятно, с какой стороны двери следует установить мезузу — правильную сторону определяют по расположению петель. То есть, та сторона, на которой сделаны петли и в которую открывается дверь, считается главной частью дома, и мезузу устанавливают с правой стороны от входящего в эту часть дома. И так поступают только в том случае, если оба дома используются одинаково. Но если один дом используется больше, чем другой — не следуют за расположением петель, а всегда устанавливают мезузу с правой стороны от входящего в главный дом, даже если дверь открывается внутрь другого дома.

5. Место прикрепления мезузы — начиная от начала верхней трети косяка ворот. Если она прикреплена выше этого места, она кошерна, если отстоит от верхней перекладины ворот на расстояние не меньше тефах ( примерно 10 см). Если она прикреплена ниже верхней трети — необходимо снять ее и установить правильно, произнеся благословение. А если она прикреплена на расстоянии меньше тефах от верхней перекладины — ее также нужно снять и прикрепить как положено, но не благословлять на нее. Необходимо прикрепить мезузу на расстоянии не больше тефаха от внешней стороны входа, Но если это требование не выполнено, мезуза кошерна.

6. Как прикрепляется мезуза? Необходимо свернуть ее от конца к началу, то есть начиная от левого края, вложить ее в трубочку или другой футляр и прибить гвоздями к косяку двери, ориентировав по диагонали. И верхний конец свернутой мезузы , то есть тот, где написана первая строка, должен быть направлен в сторону дома, а нижний, где написана последняя строка — наружу. А если косяк двери недостаточно широк для этого — ее нужно укрепить вертикально, и это лучше, чем укреплять с задней стороны косяка. Если она не закреплена, а просто висит — она не кошерна. Поэтому следует проследить, чтобы оба ее края, и верхний, и нижний, были прибиты, чтобы она не висела на одном гвозде.

7. Прежде чем прикрепить мезузу, необходимо произнести благословение: «(…) освятивший нас своими заповедями и повелевший нам прикреплять мезузу». Если человек прикрепляет несколько мезуз одновременно, достаточно для них всех одного благословения. И если мезуза упала сама по себе и он теперь прикрепляет ее заново, он также должен произнести благословение. Но если он снял ее, чтобы проверить, мудрецы сомневаются, необходимо ли благословение.

8. У некоторых ворот есть маленькая калитка рядом с большими воротами, и эту калитку используют для входа и выхода, а большие ворота открывают только время от времени. И, если ворота и калитка представляют собой два отдельных входа и их разделяет столб шириной в тефах, необходимо укрепить на них две мезузы.

9. В тех местах, где следует опасаться, что мезузу украдут, если это возможно, пусть вырубит паз в косяке и прикрепит мезузу в этом пазу. Но этот паз должен быть глубиной меньше тефах, поскольку в противном случае это будет называться не «на косяках дома твоего», а «внутри косяков», и мезуза будет некошерна. И еще нужно проследить, чтобы хотя бы место прикрепления мезузы было заметно. А если невозможно вырубить паз в косяке дома, то, в тяжелой ситуации, можно укрепить мезузу с внутренней стороны двери, но именно на косяке, а не на стене. И нельзя отдалить ее от дверного проема на расстояние больше тефах, иначе мезуза будет некошерной.

10. На доме должна быть мезуза, только если его размер составляет по меньшей мере 4 ама на 4 ама. А если его размер не составляет 4 ама на 4 ама, однако его площадь не меньше 16 квадратных ама, как, например, если длина его больше ширины или если он круглый, некоторые говорят, что на доме должна быть мезуза, а некоторые — что не должна.

11. Вход должен быть снабжен мезузой только в том случае, если у него есть два косяка высотой по крайней мере десять тефахов и перекладина над ними. Даже если косяки не сделаны из дерева или из материала, отличающегося от материала стен, а образованы самими стенами дома, и над ними перекрытие — на таком входе также должна быть мезуза. Но если у дома есть только один косяк , как в случае, когда с другой стороны от двери стена продолжается дальше (то есть в дверь входят, проходя вдоль этой стены — перев.), то, если продолжающаяся стена находится слева, на этом входе не нужно прикреплять мезузу. Но если она находится справа, мудрецы сомневаются, должна ли на этом входе быть мезуза или же нет, поэтому нужно прикрепить ее без благословения, или прикреплять ее сразу после установки мезузы на другом входе, на котором она должна быть ( без сомнения), и произнести благословение на первую мезузу, имея в виду, что это благословение будет относиться и ко второй. И во всех случаях, когда человек сомневается (нужна ли мезуза), ему нужно поступить так же.

12. Если у входа есть два косяка, но над ними нет перекладины, а вместо нее — купол, выгнутый как радуга, или даже и косяков нет, а сам купол спускается до земли — если на высоте десяти тефахов расстояние между сторонами входа достигает 4-х тефахов, на входе должна быть мезуза. А те магазины, у которых рядом с дверью прилавок и один из косяков двери доходит до потолочной перекладины, а другой — только до прилавка, отходящего от входа горизонтально на длину ама или больше, тогда, если косяк, доходящий до потолка, расположен с правой стороны от входа, пусть прикрепит мезузу на этот косяк. А если с правой стороны находится короткий косяк, то, если его высота достигает 10 тефахов, на нем укрепляют мезузу. А если она не достигает десяти тефахов, то укрепляют мезузу на косяке, идущем от прилавка до потолка, справа от входа.

13. Некоторые говорят, что, даже если вход не снабжен дверью, на нем должна быть мезуза. А некоторые говорят, что для мезузы непременно необходимо, чтобы была дверь. Поэтому не следует человеку прикреплять мезузу, пока он не навесил дверь. И не следует сперва прикреплять мезузу, а потом навешивать дверь, поскольку про мезузу также сказано: «Сделай,» — то есть заново, а не из чего-то, уже сделанного.(см главу 9, параграф 6).

14. Дом, не предназначенный для постоянного проживания, свободен от заповеди мезузы. Поэтому Сукка в праздник Суккот свободна от мезузы (см. ниже главу 134, параграф 8). И также павильоны, которые устраивают на ярмарках только на время самой ярмарки, а потом разбирают или бросают, свободны от мезузы, но лавки, предназначенные для постоянной торговли, обязаны иметь мезузу.

15. Веранда, у которой есть три стены и крыша над ними, а с четвертой стороны она открыта, хотя ее четвертую стену отмечают два столба, образующие «видимость входа», свободна от мезузы, поскольку эти столбы поставлены не как косяки входа, а как колонны, поддерживающие крышу. Но если у нее есть стена и с четвертой стороны, даже если все четыре стены низкие и не доходят до крыши и даже если они ажурные — на ней должна быть мезуза.

16. Привратный дом, представляющий собой небольшое строение возле ворот двора, в котором сидит сторож, галерея, по которой поднимаются на второй этаж, а также садовый домик и хлев свободны от мезузы, так как не предназначены для постоянного проживания. Но если они пристроены к дому, на котором должна быть мезуза, и дом этот имеет выход в одно из этих строений или в галерею — они также обязаны иметь мезузу на выходе из них на улицу. И поэтому ворота дворов, переулков, кварталов и городов должны иметь мезузу, поскольку в них выходят из жилых домов, на которых должна быть мезуза. И даже если стоят десять домов, один открывается в другой, другой в третий и так далее (даже если девять внешних сами по себе свободны от мезузы), на них всех должна быть мезуза. И поэтому же на воротах, соединяющих сад и двор жилого дома, должна быть мезуза. А некоторые говорят, что привратный дом и галерея — вход на второй этаж — должны иметь мезузу, даже если нет никакого жилого дома, который бы открывался в них. И поэтому в этом случае нужно устанавливать на них мезузу без благословения.

17. Баня, мастерская кожевника и миква свободны от мезузы, поскольку не предназначены для проживания в них в условиях, подобающих человеку . Но хлев для крупного рогатого скота, комната, в которой выращивают кур, сеновал и дровяной сарай, а также склад вина или других напитков — если они достаточного размера, чтобы считаться домом, на них должна быть мезуза. Но, по некоторым мнениям, эти строения также не обязаны иметь мезузу.

18. В местах, где часто бывают маленькие дети, а также в местах, где иногда моются или мочатся, мезуза должна быть закрыта. И закрывания мезузы достаточно, только если помещение используется для этих целей время от времени, а не постоянно. Но, если человек хочет предназначить комнату для использования, исключающего уважительное отношение к ней, например, поставить там ведро для помоев, — закрывания мезузы недостаточно.

19. Дом, а также двор, в котором живут евреи и неевреи, свободен от мезузы.

20. Погреб, косяки которого, как и весь вход, лежат на земле, свободен от мезузы, поскольку только стоящий вертикально косяк называется косяком.

21. Арендованный дом вне пределов земли Израиля, свободен от мезузы тридцать дней, так как пока не является постоянным жилищем.

22. Если человек оставляет дом и в нем поселяется другой еврей, первый не должен снимать мезузы, а должен оставить их, а второй пусть за них заплатит.

23. Человек должен очень внимательно относиться к выполнению заповеди мезузы, поскольку это заповедь, возложенная на каждого и действующая все время. И всякий раз, когда человек входит и выходит, он должен встречаться с единым Именем Святого, благословен Он, вспоминать о любви к Нему и пробуждаться от своего сна и оставлять свои блуждания среди суетного, и снова понимать, что ничто не остается (с человеком) навечно, кроме познания Основы мира — и, если он так делает, немедленно приходит в себя и начинает следовать путями праведников. Сказали учителя наши благословенной памяти: Про того, у кого есть тфиллин на голове и руке, цицит на одежде и мезуза на входе, можно с уверенностью сказать, что он не согрешит: ведь так много вещей напоминают ему (о Б-ге), и они-то и есть те ангелы, что оберегают его от греха, как сказано: «Располагается ангел Б-га вокруг боящихся Его и избавляет их»; и еще сказали учителя наши благословенной памяти: «Из-за преступления против заповеди мезузы дочери и сыновья преступника умирают во младенчестве». И всякий, кто строго соблюдает заповедь мезузы, заслужит долгую жизнь, как сказано: «Чтобы продлились дни ваши и дни сыновей ваших».

24. Поскольку мезуза предназначена напоминать о единстве имени Его, благословенного, выходя из дома, а также входя в дом, человек обязан поцеловать мезузу. Но пусть не кладет руку на саму мезузу, а следит, чтобы написанное имя Б-га было прикрыто стеклом. И когда, выходя из дому, он кладет руку на мезузу, пусть скажет: «Б-г — охрана моя, Б-г — тень для меня по правую мою руку, Б-г будет хранить меня, входящим и выходящим, сейчас и всегда».

25. Мезуза на частном доме должна проверяться два раза в семь лет, а мезуза на общественном здании должна (чтобы не утруждать общину) проверяться дважды за пятьдесят лет.


Почему мудрецы Талмуда и вообще устная традиция иудаизма называет Рим царством Эдома? Какая связь между ними? Исчезло ли царство Эдома с падением Рима, а если нет, то кто продолжатель Эдома сегодня, в наши дни? Читать дальше