Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об ущербах, О взявших вещь на хранение, О взятии в долг и купле-продаже

241-я заповедь — повеление, содержащее закон о поджоге. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если займется огонь… и перейдет на чужое поле, спалив там копны, колосья или поле, то вызвавший пожар должен заплатить» (Шмот 22:5).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама.

242-я заповедь — повеление, содержащее закон о «безвозмездно принявшем на хранение» (шомер хинам).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если отдаст кто своему ближнему деньги или вещи на хранение, и это будет украдено из дома того человека… то хозяин дома должен предстать перед судом и поклясться в том, что не наложил он руки на собственность ближнего» (Шмот 22:6-7).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава кама (103б-108б), в 3-ей главе трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.

243-я заповедь — повеление, содержащее законы о «принявшем на хранение за плату» (шомер сахар) и о «взявшем в пользование за плату» (сохер), поскольку законы, касающиеся имущественной ответственности этих двух категорий «хранителей», аналогичны, как разъяснили мудрецы (Швуот 49а), сказав: «Три закона на четыре категории хранителей».

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если отдаст кто своему ближнему осла, быка или овцу — любое животное — на хранение…» (Шмот 22:9).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой и 9-ой главах трактата Бава кама (103б-108б), в 3-ей и 6-ой главах трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.

244-я заповедь — повеление, содержащее закон о «взявшем вещь взаймы» (шоэль).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И если займет кто у ближнего своего…» (Шмот 22:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава меция (94-99а) и в 8-ой главе трактата Швуот.

245-я заповедь — повеление, содержащее законы купли-продажи, т.е. путей, которыми осуществляются сделки между продавцами и покупателями. И способ покупки мудрецы выучили из Его слов: «И если будете продавать товар своему ближнему или покупать из рук своего ближнего…» (Ваикра 25:14). Сказали мудрецы (Бава меция 47б): «Товар покупается “из рук” в руки, как бы перетягивается из рук в руки».

Известно, что, согласно Торе, купля-продажа (киньян) осуществляется посредством денег, но мудрецы установили, чтобы движимое имущество покупалось перемещением (мешиха), а также передачей из рук в руки (месира) и приподниманием (агбаа). И ясно сказали мудрецы (там же 99а), что «так же, как установлено “перемещение” для покупателей, установлено “перемещение” для “хранителей” (т.е. каждый из четырех “хранителей” — шомер хинам, шомер сахар, сохер и шоэль — несет ответственность за сохраняемый предмет только после того, как он “передвинул” предмет с одного места на другое)».

Итак, мы указали, что «перемещение» при купле-продаже — это постановление мудрецов, как разъясняется в соответствующем месте. Однако способы, с помощью которых покупаются участки земли и т.п. — купчая грамота (штар) и практическое вступление во владение (хазака) — выводятся из стихов Торы.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — т.е. какими путями осуществляется покупка каждого вида товаров, — разъясняется в первой главе трактата Кидушин (14б,22б-28б), в 4-ой, 8-ой и 9-ой главах трактата Бава меция, в 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой и 7-ой главах трактата Бава батра.

246-я заповедь — повеление рассматривать тяжбу между обвинителем и ответчиком. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «При всяком заявлении о пропаже быка, осла, овцы, одежды, — о всякой пропаже, — когда будет сказано: та вещь — вот она, доводы обоих должны быть доведены до суда…» (Шмот 22:8). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «“Та вещь — вот она” — суд не обязывает ответчика клясться в своей невиновности до того, как он частично признает иск, сказав: “Та вещь — вот она, а больше я ничего не брал.” Тогда он обязан поклясться, что не брал остального».

И эта заповедь включает в себя рассмотрение всех видов исков между людьми, предполагающих признание или отрицание ответчиком вины.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Бава кама (27а,35-36а), в первой и 8-ой главах трактата Бава меция, в 5-ой,6-ой и 7-ой главах трактата Швуот. И многие вопросы, касающиеся этой заповеди, рассеяны по Талмуду.

247-я заповедь — повеление спасать преследуемого от руки того, кто преследует его, чтобы убить, и даже ценой жизни преследователя. Иными словами, нам заповедано убить преследователя, если мы не можем спасти преследуемого другим способом.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если подерутся мужчины между собою, и подойдет жена одного, чтобы освободить своего мужа из руки бьющего его, и протянет руку свою, и схватит того за срамные части, то отсеки ее руку; пусть не сжалится твое око» (Дварим 25:11-12). И сказано в Сифри (Ки тэце): «За срамные части» — поскольку ущерб в срамных частях представляет опасность для жизни, необходимо «отсечь ей руку». Подобно этому, спасая любой орган, потеря которого угрожает жизни человека, предписывается «отсечь руку». «Отсеки ее руку» — сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти его даже ценой ее руки. А откуда известно, что, если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора сказала: «Пусть не сжалится твое око».

В этом заключается эта заповедь. А то, что сказано в стихе «жена одного», так просто Тора привела распространенный пример. Но имеется в виду, обязанность спасать любого преследуемого, поражая, в случае необходимости, отдельные части тела преследователя. И если не возможно спасти, не убив преследователя, его убивают.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Санхедрин (72-74а).

248-я заповедь — повеление, в котором нам заповеданы законы о наследовании. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если умрет человек, и сына нет у него, то передайте наследство его дочери. А если нет у него дочери…» (Бемидбар 27:8-11). И вне сомнения, эта заповедь включает закон, согласно которому первенец получает двойную долю наследства, — ведь это основа основ законодательства о наследовании.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой и 9-ой главах трактата Бава батра.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В еврейские праздники (ивр. хагим, моадим) запрещен траур, предписывается устраивать праздничные трапезы (все праздники, кроме Йом Кипура) и радоваться. И каждый праздник в иудаизме имеет свой особый глубокий смысл, и особые, характерные только ему, заповеди и обычаи Читать дальше

Законы праздников

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Осенние праздники

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.