Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О похоронах, О рабах, Об ущербах

231-я заповедь — повеление хоронить убитых по приговору суда в день казни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Погреби его в тот же день» (Дварим 21:23). И сказано в Сифри (Ки тэце): «Погреби его…» — заповедь «делай».

И тот же закон действует по отношению к остальным умершим — т.е. любого умершего еврея следует похоронить в день его смерти. Поэтому умершего, о погребении которого некому позаботиться, называют мет мицва (заповеданный умерший) — т.е. каждому еврею заповедано похоронить его, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: «Погреби его…».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (46-47б).

232-я заповедь — повеление, которым нам заповедан закон о рабе-еврее. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если приобретешь раба-еврея, шесть лет он будет тебе служить, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа» (Шмот 21:2).

Значительная часть законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняется в самих стихах Торы. А все законы и правила, связанные с этим, разъяснены в начале трактата Кидушин (8а,14б-18а,20-22б).

233-я заповедь — повеление, чтобы господин, купивший рабыню-еврейку, брал ее в жены себе или своему сыну. И это заповедь «предназначения в жены». И ясно сказали мудрецы (Мехильта, Мишпатим): «Выполнить заповедь о предназначении в жены предпочтительнее, чем заповедь о выкупе (Д 234), ведь сказал Он, да будет Он превознесен: “Если она неугодна своему господину, который должен был предназначить ее для себя, пусть позволит выкупить ее…”» (Шмот 21:8).

И знай, что законы о рабе-еврее и рабыне-еврейке применяются только тогда, когда применяется закон о йовеле (юбилейном годе).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (18:20а).

234-я заповедь — повеление выкупать рабыню-еврейку. И об этом Его речение: «Пусть позволит выкупить ее…» (Шмот 21:8). И с этим выкупом связаны многочисленные законы, условия и правила, которые разъяснены в трактате Кидушин (19а). И там (3б-5а,11б-12а,14б-20а) полностью приведены законы о рабыне-еврейке. И ясно сказано в Мехильте (Мишпатим): «Он не должен лишать ее пищи, одежды и супружеской близости…» (Шмот 21:10) — предназначь ее в жены себе или своему сыну или предоставь ей возможность выкупа.

235-я заповедь — повеление, в котором заповедан закон о рабе-иноземце (эвед кнаани): повеление порабощать его навсегда — так, чтобы он мог выйти на свободу только, если господин, нанеся ему побои, выбил ему зуб или глаз или, как разъясняется в устной традиции (Кидушин 24б), лишил его любого другого органа, который не восстанавливается.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…У народов, которые вокруг вас, покупайте раба и рабыню… И передавайте их в наследство вашим сыновьям после себя…— навсегда их порабощайте» (Ваикра 25:44-46). И Он сказал: «И если кто-то ударит своего раба или рабыню в глаз и повредит его, то должен отпустить раба этого на свободу за глаз его. И если он выбьет зуб своего раба или рабыни, пусть отпустит он раба на свободу за зуб его» (Шмот 21:26-27).

И сказано в трактате Гитин (38а): «Каждый, кто освобождает своего раба (по другой причине, не связанной с повреждением органа), преступает заповедь “делай”, ведь написано: “Навсегда их порабощайте”. Но сама Тора повелевает освобождать “за зуб” и “за глаз”».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в трактатах Кидушин (22б-25а,67б,72б) и Гитин (8б-13б,37б-45а).

236-я заповедь — повеление, содержащее закон о нанесшем побои другому еврею. И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:18-19): «Если будут ссорится люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель… то ударивший его …пусть заплатит за перерыв в его работе и полностью его вылечит его (или заплатит за соответствующее лечение)». Это один из законов, которые называются «законы о штрафах». И есть стих, объединяющий все законы о штрафах, — это Его речение, да будет Он превознесен: «А человек, который нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так пусть будет сделано с ним: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб…» (Ваикра 24:19-20) — здесь, согласно нашей традиции, имеется в виду, что он должен внести денежную компенсацию, соответствующую нанесенному ущербу. И даже если он только опозорил другого (не причинив ему никакого физического ущерба), с него взимают компенсацию, предусмотренную для подобного случая.

И знай, что все эти законы о штрафах, касающиеся увечий, нанесенных человеку человеком, и увечий, нанесенных чьей-либо скотиной человеку или другой скотине, — все эти дела может рассматривать и выносить по ним решение только суд мудрецов, получивших полномочия на это (смиху) в Земле Израиля (цепь передачи смихи была прервана спустя четыре столетия после разрушения Второго Храма).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава кама.

237-я заповедь — повеление, рассматривать судебные дела об убийстве быком человека или быка, принадлежащего другому владельцу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если забодает бык мужчину или женщину насмерть, то бык пусть будет побит камнями… Если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другому, пусть продадут живого быка, и разделят пополам деньги; также и стоимость убитого быка пусть разделят пополам…» (Шмот 21:28-32,35-36).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в шести первых главах трактата Бава кама.

238-я заповедь — повеление, рассматривать судебные дела о ямах (ставших причиною гибели скота). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И если раскроет кто яму или выкопает яму и не прикроет ее, — и упадет туда бык или осел, хозяин ямы должен заплатить, деньгами возместит он ущерб…» (Шмот 21:33-34).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей (27-31б) и 5-ой главах трактата Бава кама.

239-я заповедь — повеление, содержащее законы о воре: с него взимается двойная стоимость украденного или четырехкратная (если он украл овцу) и пятикратная (если украден бык) стоимость; или, если вор был замечен при попытке пробраться через подкоп, хозяину разрешено убить его; или он продается в рабство — все законы о воровстве, согласно разъясненному в Писании (см. Шмот 21:37, 22:1-3).

А все частности законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава кама, в 8-ой главе трактата Санхедрин (71аб), в 3-ей главе трактата Бава меция (33б-34б) и в отдельных местах трактатов Ктубот (30б-34б,41а), Кидушин (14б-15а,18а,43а,58б) и Швуот (33а,36б, 37б,42б,49аб).

Двести сороковая заповедь — повеление, содержащее закон о потраве поля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если кто-то потравит поле или виноградник, пустив свой скот на чужое поле, то лучшим полем своим и лучшим виноградником своим пусть заплатит» (Шмот 22:4).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама и в 5-ой главе трактата Гитин (48б-50а).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коэнов. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне. Читать дальше