Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Зачем человеку каяться в грехе, которого он не совершал?

Темы: Видуй, Тшува, Йом-Кипур, Грехи, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

На Йом-Кипур мы произносим «Видуй» (признание в грехах) и просим Всевышнего простить нас за конкретные грехи, которые там перечислены. У меня такой вопрос: если человек не совершал какого-то из перечисленных грехов, зачем ему в нем признаваться? Например, гилуй арайот (запрещенные половые связи). N.

 

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом, N.!

Спасибо за вопрос.

Действительно, мы произносим весь текст признания в грехах, даже если нам кажется, что некоторые из перечисленных там грехов к нам не имеют отношения. Дело в том, что весь еврейский народ является одним целым, словно единый организм, все органы которого связаны друг с другом. Поэтому все евреи отвечают друг за друга, особенно, если у одного еврея была возможность повлиять на другого, но он этого не сделал.

Смотрите, Моше Рабейну просил у Всевышнего простить грех создания золотого тельца такими словами: «И Ты простишь грех наш и проступок наш…» (Шмот 34:9). В чем виноват Моше? Разве он изготовил золотого тельца? Но Моше Рабейну не отделял себя от всего еврейского народа, и мы должны следовать в этом его примеру. Поэтому Мужи Великого собрания составители молитв, постановили произносить Видуй во множественном числе.

Еще одна причина: каждого человека судят в соответствии с его духовным уровнем. Например, о Реувене, сыне Яакова, сказано: «И лег с Билг̃ой, наложницей отца…» (Берешит 35:22) — а он лишь раскидал постель отца. О сыновьях первосвященника Эли написано, что они насиловали женщин (Шмуэль I, 2:22), а они лишь задерживали время их жертвоприношения, не давая вернуться к домой к мужьям. О сыновьях пророка Шмуэля — что они «склонились к корысти» (Шмуэль I, 8:3) за то, что, в отличие от отца, не отказывались от того, что полагалось им по праву. Царю Давиду ставятся в вину отношения с Бат-Шевой, хотя она в тот момент была разведена (см. Шабат 56а).

Кроме того, существуют «легкие» нарушения, на которые человек склонен не обращать внимания, а они засчитываются ему как серьезные грехи. Например, мудрецы сказали, что публичное оскорбление человека приравнивается к кровопролитию, гнев или гордыня — к идолопоклонству. И еще много подобных примеров.

По этим причинам каждый человек должен произносить текст Видуя целиком. (По книге «Бен Иш Хай»).

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше