Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем человеку каяться в грехе, которого он не совершал?

Темы: Видуй, Тшува, Йом-Кипур, Грехи, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

На Йом-Кипур мы произносим «Видуй» (признание в грехах) и просим Всевышнего простить нас за конкретные грехи, которые там перечислены. У меня такой вопрос: если человек не совершал какого-то из перечисленных грехов, зачем ему в нем признаваться? Например, гилуй арайот (запрещенные половые связи). N.

 

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом, N.!

Спасибо за вопрос.

Действительно, мы произносим весь текст признания в грехах, даже если нам кажется, что некоторые из перечисленных там грехов к нам не имеют отношения. Дело в том, что весь еврейский народ является одним целым, словно единый организм, все органы которого связаны друг с другом. Поэтому все евреи отвечают друг за друга, особенно, если у одного еврея была возможность повлиять на другого, но он этого не сделал.

Смотрите, Моше Рабейну просил у Всевышнего простить грех создания золотого тельца такими словами: «И Ты простишь грех наш и проступок наш…» (Шмот 34:9). В чем виноват Моше? Разве он изготовил золотого тельца? Но Моше Рабейну не отделял себя от всего еврейского народа, и мы должны следовать в этом его примеру. Поэтому Мужи Великого собрания составители молитв, постановили произносить Видуй во множественном числе.

Еще одна причина: каждого человека судят в соответствии с его духовным уровнем. Например, о Реувене, сыне Яакова, сказано: «И лег с Билг̃ой, наложницей отца…» (Берешит 35:22) — а он лишь раскидал постель отца. О сыновьях первосвященника Эли написано, что они насиловали женщин (Шмуэль I, 2:22), а они лишь задерживали время их жертвоприношения, не давая вернуться к домой к мужьям. О сыновьях пророка Шмуэля — что они «склонились к корысти» (Шмуэль I, 8:3) за то, что, в отличие от отца, не отказывались от того, что полагалось им по праву. Царю Давиду ставятся в вину отношения с Бат-Шевой, хотя она в тот момент была разведена (см. Шабат 56а).

Кроме того, существуют «легкие» нарушения, на которые человек склонен не обращать внимания, а они засчитываются ему как серьезные грехи. Например, мудрецы сказали, что публичное оскорбление человека приравнивается к кровопролитию, гнев или гордыня — к идолопоклонству. И еще много подобных примеров.

По этим причинам каждый человек должен произносить текст Видуя целиком. (По книге «Бен Иш Хай»).

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский