Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Даниель Маршальский

Рав Хаим Виталь в своей книге «Шаарэй Кдуша» задаёт вопрос: почему Тора не предписывает нам исправлять свои качества? Сам он предлагает следующий ответ: Тора обращается только к тому, кто уже стал человеком. Тот, чьи качества не исправлены, не может считаться человеком. Сказали наши мудрецы: «Дэрех эрец (человеческое, достойное поведение и понимание) предшествовала Торе» (мидраш Берешит Рабба: Цав 9, 3).

Но сам вопрос рав Хаима Виталя непонятен: ведь у нас существует заповедь исправлять свои качества? Более того, многие мудрецы считают эту заповедь одной из 613 мицвот. Например, Рамбам в «Книге заповедей» (Предписывающие заповеди, 8) пишет:

«8-ая заповедь — повеление уподобиться Ему, благословен Он, в меру наших возможностей. И об этом Его слова: “и будешь ходить путями Его” (Дварим 28:9). И Он повторил это повеление, сказав: “ходить всеми путями его” (там же, 11:22). И это объясняется в Сифри: “Как Святой, благословен Он, милует, так и ты милуй. Как Святой, благословен Он, милосерден, так и ты будь милосердным. Святой, благословен Он, праведен, — и ты будь праведным. Святой, благословен Он, благочестив, — и ты будь благочестивым”. И ещё это повеление выражено другими словами: “за Б-гом, Господом своим, следуйте” (там же 13:5). И разъясняется (Сота 14), что и в этом стихе имеется в виду — следовать примеру Его добрых деяний и перенимать те свойства, которые проявляются в этих деяниях и с помощью которых люди описывают Его, да будет Он превознесён, через образные уподобления, ибо Он бесконечно выше всего, что можно о Нём сказать».

Из этих слов Рамбама следует, что существует заповедь исправлять свои качества. Почему же тогда рав Хаим Виталь предположил, что такой заповеди не существует?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует провести различие между «внешними» качествами — поступками — и «внутренними» качествами — характером. Например: мы видим, как человек совершает поступок, свидетельствующий о щедрости: помогает нуждающимся. Но это не говорит нам, что он щедрый по характеру. Ведь мы ещё не знаем, что его побудило поступить таким образом. Чем он мотивировал себя? Может быть, он рассчитывал получить какую-то выгоду от этого поступка, может, стремился защитить свои интересы, а помощь нуждающимся — всего лишь средство для достижения его целей.

То есть, может, «внешний» поступок и выглядел как проявление щедрости, но на самом деле не являлся проявлением «внутренней» щедрости, проявлением характера этого человека. И, наоборот, человек может вести себя строго и жёстко с другим в воспитательных целях или — считая, что именно так он поможет другому. То есть, «внешне» он проявляет строгость, но к такому поведению его побуждают доброта и любовь. Характер не всегда напрямую проявляется в поступках.

Проведя различие между «внешними» качествами человека — его поведением и поступками — и его «внутренними» качествами — характером, мы можем заметить, что Рамбам говорил именно о «внешних» качествах Б-га. Ведь мы ничего не можем сказать о «внутренних» качествах Творца, не можем о них судить. Мы можем говорить только о том, какое качество Он показывает нам, проявляет в Своих деяниях, и как мы его воспринимаем.

Если, несмотря на наши грехи, мы живём стабильной и здоровой жизнью, значит, Всевышний проявляет Свое милосердие. Если же происходит несчастье, то мы говорим, что Всевышний — грозен, строг. Однако это ничего не говорит о сущности Самого Творца. Ведь Его сущность для нас непостижима.

И об этом писал Рамбам: человек должен подражать Творцу именно в своем поведении, формировать своё поведение и исправлять свои поступки, подражая Б-гу. Поскольку Всевышний проявляет Себя как Царь Милостивый, человеку следует «брать пример» и поступать милостиво. И т. д.

Но об исправлении наших «внутренних» качеств ничего не сказано. Исправление внутренних качеств — это не просто действие, показывающее щедрость, скромность или милосердие. Это изменение своего характера, своей сущности, перевоплощение в правильного и совершенного человека. Это не просто делать добро, это — быть добрым, думать как добрый, жить как добрый, чтобы вся сущность человека была такой.

Или — как писал автор «Ховот а-Левавот»: исправление качеств — это не та обязанность, которая исполняется с помощью органов тела человека, эта обязанность возлагается именно на его сердце. Это именно сам процесс, который проходит человек, преобразуясь из несовершенного, обладающего недостатками, в совершенного. И, как заметил рав Хаим Виталь, в Торе нет заповеди исправлять свои качества, есть только заповедь исправлять свои поступки и поведение в соответствии с деяниями Всевышнего, с проявлением Его качеств.

В этом сходство тшувы (раскаяния) и исправления качеств. Значение тшувы не просто в прекращении запрещенного действия (что такое действие необходимо прекратить, понятно из самого его определения как «греха»). Значение тшувы — в самом процессе, который меняет человека и делает его бааль-тшува. Как в тшуве, так и исправлении качеств важен именно процесс, а не результат.

Из этого следует, как замечает рав Хаим Виталь, такой интересный момент: в Торе не существует заповедей, касающихся «внутренних» процессов. Все заповеди Торы относятся только к действиям, которые человеку предписано или запрещено совершать. И рав Хаим Виталь объясняет, почему это так: потому, что Тора не может требовать от человека чего бы то ни было, если он не прошел процесс внутреннего изменения. Ведь если человек не изменился и не пришёл к решению исправиться и жить по законам Творца, нет смысла что-либо ему предписывать. Тот, кто не стремится совершенствоваться, не ищет пути к исправлению и не интересуется развитием своих духовных качеств, не найдёт смысла в исполнении заповедей Торы. Тора изначально не для него!

Именно по этой причине Рамбам не считал тшуву отдельной заповедью. Ведь тшува, подобно изменению качеств, — это внутренний процесс, который человек должен пройти, поэтому Тора не предписывает совершать тшуву, а оставляет это на наш выбор.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше