Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истинным испытанием способности человека не сердиться является его поведение в кругу семьи»Раби Элияу Лупьян

Всевышний не желает, чтобы люди копили деньги и имели сбережения?

Темы: Иштадлут, Деньги, Упование, Рав Даниэль Маршальский, Ман

Отложить Отложено

В Торе в главе Бэшалах (Шмот 16) о сборе мана сказано: «И сказал Господь Моше: Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес; и выйдет народ, и соберут они сколько нужно на день в этот день, чтобы Я испытал его, будет ли он поступать по Моему наставлению или нет» / «И сказал им Моше: Пусть никто не оставит от этого до утра. 20. Но не послушали Моше, и люди оставили от этого до утра. И воскишело червями, и стало зловонным; и разгневался на них Моше». Вопросы:

1. Как относится Тора к накоплению денег?

2. Означает ли вышесказанное в Торе, что Всевышний не желает, чтобы люди копили деньги и имели сбережения?

3. Означает ли это, что все, что тебе посылает Всевышний, ты должен истратить и ничего не откладывать? А.

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, А.

В наших источниках часто упоминают качество, которое должен выработать в себе каждый верующий человек, оно называется способность к «упованию».

Хазон Иш в своей книге о вере и уповании определяет это качество так: «Когда человек сталкивается с ситуацией, которая обычно воспринимается людьми как опасная, для него естественно испытывать страх перед этой природной опасностью и душевная тревога не позволяет ему вспомнить, что не случай — господин над нами и никто не может помешать Всевышнему спасти нас и воспрепятствовать Ему подготовить естественные причины, которые изменят ситуацию и устранят опасность! И в этот трудный час сдержанность и самообладание должны помочь человеку постичь, внедрить в своё сердце известную истину: всё, что происходит с ним, — не злой произвол случая, но всё — только от Всевышнего, будь то к добру или (как нам кажется) нет. И вера эта, укореняясь, изгоняет страх и даёт твердость и силы верить в спасение, верить, что в переживаемой трудной ситуации возможность благополучного исхода больше, чем неблагополучного! И подобная вера называется упованием на Всевышнего… Человек, уповающий на Всевышнего, проявляет это и в характере усилий, которые он прилагает для своего спасения. Всем людям свойственно стараться что-то предпринять в тяжёлой ситуации, но такой человек, вместо того, чтобы бегать за влиятельными людьми и изыскивать всякие другие средства, которые не принесут пользы, тщательно проверяет свои дела и обращает сердце к раскаянию и возвращению ко Всевышнему, к молитве и благотворительности, чтобы отвратить от себя грозное предопределение… Хотя упование на Всевышнего — это обязанность, относящаяся к сердцу человека, и из неё вытекают практические заповеди, такие, например, как необходимость воздерживаться от действий, направленных против другого человека. Тем не менее у обязанности упования есть ещё аспекты, с которыми связано ограничение усилий, разрешенных человеку в материальной сфере. Иногда такие усилия или определённые методы в рамках этих усилий запрещены. Мы обязаны продумывать заранее все свои действия — согласуются они с упованием или нет».

У упования нет определённых границ, каждый человек сам устанавливает их для себя. Но стремление каждого еврея должно быть направлено на самосовершенствование в этом. Пишет рав Йосеф-Юзл Горовиц (в народе более известен как Саба — Дедушка — из Новардока): «И в этом суть наказания за то, что человек опирается на “объективные причины” и внешние обстоятельства. Они не только не приближают человека к предмету его стремлений, но лишь отдаляют от него… И это основа пути упования, обязывающая каждого: не переживать о завтрашнем дне с его заботами».

Иногда человек, откладывая деньги на «чёрный день», действительно проявляет недостаточность своего упования. Однако важно заметить: это не означает, что следует транжирить деньги. Человек должен стремиться к скромному образу жизни. Приобретать то, что ему требуется для жизнедеятельности, и не гнаться за приумножением достояния и имущества. Поэтому, если заработок позволяет ему и откладывать определённые средства на будущее, и вести полноценную и скромную жизнь, не ущемляя себя, то он может откладывать эти средства. Но если он жестко ограничивает себя или семью, не приобретая нужного и необходимого для жизни, чтобы отложить на «тяжёлые времена», то его можно отнести к категории людей неверующих.

Чтобы глубже понять эту тему, очень рекомендую прочесть книгу «Вера и упование» раби Авраама-Йешайау Карелица (более известен как Хазон Иш), а также книгу «Уровень человека» раби Йосефа Горовица, часть «Пути упования».

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше