Темы: Запреты, Вино, Деньги, Идолопоклонство, Заповеди, Подарки
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМне на работе на день рождения подарили бутылку хорошего французского вина. Я знаю, что пить такое вино нельзя, но могу ли я его подарить товарищу-нееврею? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо разобраться, в чем причина запрета использовать нееврейское вино. Мудрецы запретили не только пить такое вино (даже, если все его ингредиенты кошерны), но и использовать его как-то иначе и вообще получать от него любую выгоду (Шульхан Арух[i], Йорэ Дэа 123:1).
Это запрещено по двум причинам. Во-первых, мудрецы стремились в определенной мере «отделить» евреев от неевреев, поэтому они запретили употреблять нееврейское вино, чтобы, в конечном счете, это не привело к смешанным бракам и ассимиляции. По этой причине его запрещено пить. Во-вторых, вино использовалось для возлияний идолам во время нееврейских религиозных церемоний, а получать выгоду от вина, которое использовалось для идолопоклонства, запрещено Торой.
Поэтому мудрецы запретили получать любую выгоду от любого нееврейского вина, даже от такого, которое не использовалось для служения идолам, уподобив его вину, которое для такого служения использовалось.
Однако Рамо[ii] (123:1) приводит мнение ришоним («ранних» комментаторов — с начала 11 до конца 15 века): поскольку в наше время вино практически не используются неевреями для служения идолам, то вторая часть запрета уже не так актуальна. Поэтому, если существует угроза серьезного убытка, будет разрешено получать выгоду от нееврейского вина. Понятно, что запрет пить такое вино в любом случае остается в силе.
Поэтому, если, например, нееврей должен вернуть долг, но может вернуть его только вином, будет разрешено получить у него вино для погашения долга, а затем продать его нееврею. Или же, если по ошибке купили нееврейское вино, разрешено будет вернуть его в магазин или продать. Точно так же, если с евреем расплатились за какую-либо работу или услугу нееврейским вином, он может затем перепродать его или подарить нееврею.
Однако некоторые галахические авторитеты полагают, что если нееврейское вино получено в качестве подарка, то ситуация иная: ведь в данном случае речь идет не о предотвращении убытка, а о получении прибыли. По их мнению, вино, полученное в подарок, запрещено продавать или передаривать.
В «Хохмат Адам»[iii] (75:14) сказано: если речь не идет об убытке, лучше соблюсти более строгий вариант закона и не получать никакой выгоды от нееврейского вина, однако препятствовать тому, кто решит поступить иначе, также невозможно.
С уважением, Яков Шуб
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.
[ii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
[iii] Автор — раби Авраам бар-Йехиэль-Михл Данциг (5508-5581/1748-1820, Данциг — Вильно).
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Овадья Климовский
В чем принципиальное различие?
Рав Ашер Кушнир
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?