Темы: Аризаль, Мудрецы, Свобода выбора, Идолопоклонство, Каббала
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые Раввины! Хотелось бы получить ответ на такой вопрос. Я слышал, что пророчество отобрано у еврейского народа со времен разрушения Первого Храма. Но как это можно сопоставить с тем, что некоторым мудрецам Каббалы были откровения и явные пророчества?
К примеру, Ари а-Кадош говорил, что на берегу Нила обрёл дар ясновидения, ему начал являться пророк Элияу и что он мог беседовать с душами умерших людей, чтобы находить могилы праведников Галилее. И что он знал гильгуль каждого человека, и что к нему приходили многие узнать, в чем они согрешили в прошлой жизни, чтобы раскаяться и исправиться.
Также я слышал много подобного о Бааль Шем-Тове. Так если пророчество было совсем отобрано у Исраэля, как всё это возможно? С уважением, Руслан
Здравствуйте, Руслан!
Вы задали интересный вопрос. Чтобы ответить на него, следует, прежде всего, понять, что же такое нэвуа (пророчество) и почему оно было «отобрано» у еврейского народа.
Существуют разные виды постижения реальности. Творец изначально заложил в человеке способность постигать и оценивать мир и всё, что его наполняет. Но у этого постижения есть уровни.
Наиболее естественный и распространённый вид постижения состоит в использовании человеком врождённых способностей. Когда кто-нибудь пытается изучить то или иное явление, он собирает данные, как можно больше, изучает всю доступную информацию, углубляется в суть вещей. В конечном счёте, усилия приносят плоды — человеку удаётся, в той или иной мере, разобраться в природе изучаемого предмета. И это то, что мы называем естественным интеллектуальным познанием. Оно работает в области естественнонаучных дисциплин и технологий.
Но есть более высокий уровень постижения. К врождённым способностям подключается некая духовная составляющая, которой Творец наделяет конкретного человека, позволяя ему увидеть духовную подоплёку вещей, понять их значение в полной мере.
Человек, обладающий таким даром, видит предметы и явления с удивительной ясностью, словно в мозгу у него зажигается дополнительный свет, и это позволяет оценивать их в их истинном значении, видеть их первопричину, многослойность и глубину. Включая видение скрытых свойств предметов и явлений и их потенциала.
Когда человек постигает мир при помощи этой духовной составляющей, ему удаётся видеть дальше и глубже, чем если бы он шел естественным путём, о котором сказано выше. И это то, что называется руах а-койдэш — «духовное возвышенное зрение».
Руах а-койдэш проявляется у разных людей по-разному. Это зависит от того, насколько интенсивен в человеке такой духовный дар. Зависит это и от времени и способа, каким человек этот дар обрёл. Главной особенностью познания через руах а-койдэш является его полная ясность и конкретность.
Впрочем, руах а-койдэш бывает и неосознанным. И это — низшая степень его проявления. Человек, порой сам того не понимая, получает знания, которые пришли как бы ниоткуда. То есть, воздействие Свыше к нему приходит как бы ненароком, тайно.
В таких случаях человека настигает озарение или особое чувство, когда, казалось бы, ничто этого не предвещало. Быть может, это то, что мы называем интуицией и вдохновением. И, всё же, настоящий руах а-койдэш обычно осознаётся его носителями.
Есть ещё один уровень познания, который превосходит руах а-койдэш. Этот уровень называется нэвуа — пророчество. Суть пророчества состоит в непосредственной и осознанной связи с Творцом, когда передача информации от Создателя к тому, кто обладает пророческим даром, происходит как бы по прямому каналу. Эта связь настолько явственна, что пророк ощущает ее так, как обычный человек познаёт материальные явления с помощью своих органов чувств. И это был тот дар, которым обладали еврейские пророки. Их было немало, но записаны пророчества только тех из них, чьи предвидения актуальны для всех поколений.
Прекратилось же пророчество в еврейском народе, а затем и в среде остальных народов, когда мужи Великого Собрания — после разрушения Первого Храма — приложили неимоверные усилия, чтобы уничтожить стремление евреев к идолопоклонству. Хотя пророческий дар служит противовесом идолопоклонству, мудрецы опасались, что указанное стремление, из-за которого Храм был разрушен, вновь пересилит и приведет к новому разрушению. Как только стремление к идолопоклонству сошло на нет, способность к пророчеству у евреев также пропала.
И это было неизбежно. Сохранение пророческого дара нарушило бы равновесие в мире и лишило бы человечество свободы выбора.
Что же осталось? Руах а-койдэш. Им обладали и обладают в той или иной степени множество людей. Однако выдающиеся личности, подобные Аризалю, Бааль Шем-Тову, одарены им в высокой степени. Как правило, у этих людей — высокие духовные качества, это праведники и главы поколений.
В ответе использованы материалы из книг: Рамхаль «Дэрех а-Шем», часть третья «Ле инъян руах а-койдеш у-нэвуа»; Рав Элияу-Элиэзер Деслер «Михтав мэ-Элияу» (т. 3, с. 277).
С уважением, Александр Красильщиков
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Рав Реувен Куклин
Б-г создал человека по своему подобию, а Рамбам говорит, что Б-г не имеет вообще никакого подобия...
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Злата Грайбер
Истории в кругу семьи за субботним столом.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Яков Шуб
Тэфах — это сколько?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли мезузу вешать на плинтус
Рав Яков Шуб
Правда ли, что в местах проживания ашкеназских общин христиане делали из мезуз кресты?
Рав Арье Гальчук
Рав Арье Гальчук отвечает на вопросы: каким пальцем надо дотрагиваться до мезузы? Какой рукой? Нужно ли при этом произносить благословение? Какое? Что написано на свитке мезузы? Почему заповедь о мезузе так важна? От чего мезуза нас оберегает?
Рав Реувен Куклин
А если косяк очень узкий?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли самостоятельно переместить мезузу в новую коробочку?
Рав Реувен Куклин
В моём доме произошло много неприятных событий...
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бен-Цион Зильбер отвечает на вопросы: можно ли купить себе талит, мезузы, Тору, книги Рамбама на деньги маасера? А если мезузы более высокого качества? Купить талит и мезузы — важнее, чем отделить десятину? А если деньги десятины уже отложены?
Рав Яков Шуб
А если это дорогие мезузы высшего качества?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Какие чернила надо использовать, есть ли какие-то правила написания текстов?
Рав Реувен Куклин
Осталась мезуза от прежнего хозяина. Нужно ее поменять?