Темы: Зоар, Йецер а-ра, Предназначение, Храм, Мишкан, Яаков, Природа, Ковчег Завета, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Почему же Яков привез в Египет именно деревья акации для будущего Переносного Храма и для Ковчега Завета?
Здравствуйте!
Когда по стану народа Израиля был передан приказ о начале сбора материалов для возведения Мишкана, среди материалов было упомянуто дерево — ацей шитим (Шмот 25:5). Перевод названия этого дерева на русский пока не привожу намеренно.
Если просмотреть пояснения комментаторов, становится ясно, что речь идет о неплодовых деревьях. Это связано с запретом вырубки плодовых деревьев: «Только дерево, о котором знаешь, что оно не приносит плодов съедобных, его можешь портить и рубить, чтобы строить осадные башни против города, который ведет с тобою войну, пока не покоришь его» (Дварим 20:20).
Правда, запрет этот не действует, когда речь идет об изготовлении принадлежностей Мишкана и возведении Святилища, для этого плодовые деревья можно было бы использовать. Однако Творец показывает, как достойно смотреть на мир: если для Мишкана Творец не повелел использовать плодовые деревья, то нам тем более не подобает использовать их для строительства своих домов и для других своих нужд.
Это объясняет, почему не было выбрано плодовое дерево. Однако не объясняет, почему из всех неплодовых деревьев было выбрано именно дерево шита?
И теперь пришло время разобраться в названиях деревьев и их видовой принадлежности.
Сказал раби Ханина: кедры в этом мире были созданы лишь для того, чтобы использовать их при возведении Святилищ. Кедры использовались при строительстве Мишкана и его принадлежностей в пустыне, и об этом сказано в стихе: «Насыщаются деревья Господни, кедры Леванона, которые насадил Он» (Теилим 104:16). «Что такое Леванон? — продолжает раби Ханина. — Это Храм, где искупаются (“отбеливаются”) все грехи народа Израиля».
Говорит раби Йоханан: человеку вообще не подобает использовать аразим (кедры) для собственных нужд. Это потому, что изначально кедры были созданы Всевышним только для возведения Храма, как сказано: «Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую, которая за Ярдэном, на эту гору прекрасную и на Леванон» (Дварим 3:25).
Раби Шмуэль бар-Нахмани приводит высказывание раби Йоханана, своего учителя: в мире существуют двадцать четыре вида кедров, но лишь семь из них считаются превосходными (Берешит Рабба 15).
Итак, из слов мидраша следует, что при возведении Мишкана и Храма, а также для создания их принадлежностей использовались кедры. Это же следует из комментария Раши к недельной главе Трума (Шмот 25:5), где он поясняет, что Яаков привез в Египет саженцы аразим. Из них выросли кедры, которые евреи и вынесли с собою из Египта.
Но ведь египетская земля была подобна Ган-Эдену, где произрастали все виды растений и деревьев. Почему Яаков не использовал местные саженцы? Отвечают комментаторы: Яаков хотел использовать лишь те саженцы, что выросли в Святой Земле, а не саженцы нечистой земли Египта. Но ведь и Святая Земля во времена наших праотцев была осквернена кнаанейскими идолами?! Верно. Поэтому Яаков взял не просто саженцы, а ростки от эшеляАвраама. А Авраам получил этот эшель прямиком из Ган-Эдена (Берешит Рабба 94:4).
Получается, что эшель — это не тамариск, как часто переводят, так же, как шита — не акация. Сегодня так принято называть тамариск и акацию. Вероятно, потому, что так решили отцы современного иврита или академики из Академии языка иврит. Однако это совсем не соответствует тому, что приводится в наших источниках.
Эшель Авраама
«И насадил эшель в Беэр-Шеве…» (Берешит 21:33).
Почему же знаменитый кедр Авраама зовется эшелем, а не эрезом? Мидраш говорит: словоאשל — эшель — намекает на три вида милосердия, которое Авраам оказывал гостям. Букваא — алеф — означает ахила (еда). Букваש — шин — штия (питье). А букваל — ламед — ливуй (проводы) гостей после отдыха в шатре у Авраама. (Согласно другому объяснению, буква ламед означает лина — ночлег).
Ацей шитим
О том, же почему кедры для Мишкана и Храма назывались шитим, говорится в Книге Зоар: «613 заповедей даны нам для того, чтобы уберечься от 613 видов дурного начала и, в частности, от самого тяжелого — разврата, зовущегося шитим. Так сказано в трактате Бэхорот (5 б): почему место, где сыны Израиля предавались разврату с мидьянитянками, называется Шитим? Потому, что они глупо последовали за духом распутства» (штут — «глупость», созвучно шитим).
Страсть к разврату и огонь Торы имеют один духовный корень
В талмудическом трактате Йома (69 б) рассказывается, как мужи Великого собрания «отменили» дурное начало идолопоклонства и разврата. Там сказано, что эти мудрецы удостоились внимания Небес после того, как постились три дня и три ночи. Тогда Всевышний дал им право на уничтожение дурного начала, побуждавшего евреев служить идолам.
Сразу после этого увидели мудрецы, что из Святая Святых вышел огненный силуэт льва, и поняли они, что это и есть йецер а-ра идолопоклонства. Сразу же схватили его мудрецы, и лев тот издал рык, который разнесся на сотни фарсангов. Что делать? Решили упрятать льва в свинцовую бочку и закупорили свинцовой крышкой. Свинец хорошо поглощает звук, пусть рычит. Пророк Зхария, бывший среди тех мудрецов, говорит об этом событии: «И сказал он: это преступность, и бросил ее в эйфу, и бросил камень свинцовый в уста ее» (5:8).
Увидев, что Небеса благоволят им, мудрецы решили развить успех. Стали молиться Всевышнему, чтобы Он отдал в их руки и дурное начало, побуждающее к разврату. И эта молитва не осталась без ответа.
Однако йецер разврата оказался изворотлив и предупредил мудрецов: если его влияние уничтожить, то мир быстро прекратит свое существование. Решили не уничтожать, а проверить. Посадили йецер под арест на три дня и стали ждать, что произойдет. За три эти дня не было найдено ни одного куриного яйца, снесенного в этот период. Тогда поняли мудрецы, что петух больше не желает приближаться к курице, а муж не захочет прийти к жене. Так человечество быстро прекратит свое существование. Что сделали? Ослепили его на один глаз.
Рав Цадок а-Коэн из Люблина («Цидкат а-Цадик» 242) приводит еще одну, скрытую, причину такого поступка мудрецов Великого собрания. Он утверждает, что страсть к разврату и страсть к изучению Торы обладают общим духовным корнем. Мудрецы понимали, что, полностью уничтожив дурное начало, толкающее людей к разврату, они уничтожат и тот огонь, который просыпается в душе еврея при изучении Торы. И, если бы это произошло, то сегодня изучение Торы стало бы похожим на «сухой» процесс усвоения знаний, как изучение любой другой «дисциплины». И тогда пропала бы настоящая страсть, охватывающая тех, кто учит Тору, в моменты постижения ее мудрости.
Как сказано в Зоаре, см. выше, шита олицетворяет одну из самых сильных сторон нашего дурного начала. Но и кедры для Мишкана и Ковчега Завета также назывались шита. И не случайно деревянная сердцевина Ковчега Завета помещена между листами золота. Это намек на то, каких духовных вершин можно достичь, если мужское начало будет обуздано и направленно в верное русло.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Валерий Каджая
О жизни евреев в России написано так много, что даже слишком. И, тем не менее, мало кто знает даже среди евреев о трагической доле кантонистов. А ведь даже погромы, как ни страшны и бесчеловечны они ни были, бледнеют перед ней.
Азриэль Казаков
Как делать людям замечания, если уж делать?
Неизвестный автор,
из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники»
Секта быстро распространялась, несмотря на активное противодействие церкви и гражданских властей. Последователи ее появились в Коломенском и в Серпуховском уездах Московской губернии.
Толдот Йешурун
«Только Всевышнему известно, зачем Он посылает нам такие испытания...»
Рав Пинхас Перлов
Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Ита Минкина
Литературная страница
Рав Цви Патлас,
из цикла «Чтобы ты остался евреем»
Н. Изаксон
Мидраши и рассказы на темы праздников Шмини Ацерет и Симхат Тора.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Из воспоминаний русского чиновника
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»
В 1827 году царь Николай I издал указ о мобилизации еврейских детей, не достигших тринадцатилетнего возраста, в русскую армию
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»