Темы: Аризаль, Раби Шимон бар Йохай, Рашби, Рассказы
Поднимитесь, придите и соберитесь
Лаг баОмер много-много лет назад… Группа мудрецов и знатоков Торы идут на Мерон. Сам Аризаль со своими учениками идет на могилу великого Раби Шимона бар Йохая в день, когда тот оставил этот мир. Рядом с Аризалем — его трехлетний сын.
После того, как по обычаю были острижены локоны мальчика, начали евреи танцевать и петь с невероятным воодушевлением, и не останавливались долгие часы. Потом устроили трапезу, то и дело прерываясь на песнопения, и в конце ее произнесли благословение на пищу — тоже с большой каваной.
Один из учеников Аризаля имел обычай говорить в этом благословении молитву «Нахэм» («Утешь»), которую говорят девятого ава, в день скорби по разрушенному Храму. Добавил он ее и теперь к своему послетрапезному благословению.
После еды Аризаль задремал было, но вдруг пробудился и сказал: «Я видел во сне раби Шимона бар Йохая. Он сказал, что тот, кто сказал молитву “Нахэм” в лаг баОмер, нарушил его радость и сам будет нуждаться в утешении.»
Не прошло и недели, как этого ученика постигло горе — его сын скончался…
Аризаль предупредил своих учеников: в день Лаг баОмер нужно только радоваться и совсем не огорчаться!
В лаг баОмер прекращают действовать законы траура, потому что в этот день перестали умирать ученики раби Акивы. К этой радости присоединилась еще одна — в лаг баОмер раби Шимон Бар Йохай покинул этот мир.
Казалось бы, день смерти праведника должен стать особо траурным, но здесь все иначе. В день, когда скончался РаШбИ, мир наполнился чудесным светом, светом небесных тайн, которые открыл миру раби Шимон. В день его ухода солнце не заходило дольше обычного — пока не закончил раби Шимон бар Йохай передавать своим ученикам тайны Торы. Поэтому в этот день, свет которого был долог, мы зажигаем свечи и костры. Тора — свет, а когда увеличивается свет, увеличивается радость.
Когда выносили носилки с телом РаШбИ, то они приподнялись сами собой и парили в воздухе, объятые языками пламени — тогда прозвучала бат-коль: поднимитесь, придите и соберитесь в честь вознесения раби Шимона бар Йохая!
Будем радоваться и мы в честь света Торы, в день, когда открылся ее свет миру. Будем молиться, чтобы в заслугу великого тана пробудилось милосердие Вс-вышнего, чтобы смилостивился он над своим народом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.