Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли такое быть, что Машиах не придет?

Темы: Ненависть, Испытание, Йосеф, Машиах, Яаков, Авраам, Ицхак, Праотцы, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Возможно ли, что Мошиах не придет? Шалом, рав! Спасибо за ваши своевременные и полные ответы. Существует точка зрения (небезосновательная), что приход Мошиаха задерживают наши грехи. И в этом случае возникает вопрос: возможно ли, что мы — своим безнравственным поведением, несоблюдением законов Торы — можем лишить себя подобной благодати? Ведь очевидно, что современное поведение людей — не только еврейского народа, а и всех в целом — никак этому не способствует. Роман

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Роман!

Вера в приход Машиаха — одна из основ иудаизма. Поэтому мы уверены в том, что, так или иначе, он придет.

Более того, суть его прихода — это не просто избавление евреев и всего мира от определенных проблем. Это завершение цикла истории. А цикл истории схож по структуре с циклом жизни. Исход евреев из Египта, духовный подъем и строительство Храма — «рождение» и «молодость», рост. «Весенняя» свежесть. Дальнейшая история — духовное падение, разрушение Храма, долгое изгнание — с одной стороны, утрата изначальной чистоты, с другой — обретение опыта и интеллектуальное развитие, ведь в изгнании основным способом служения стал глубокий анализ Торы. Это переход к «зрелости». «Летний» перегрев, уже тяжело дышится. Но после этого должно прийти и «осеннее» завершение цикла: конец тяжкого труда, «выдох», уход на заслуженный покой (который означает не прекращение всякой деятельности, но обретение свободы, занятие полезными делами на добровольной основе, с удовольствием). Как неизбежно завершение цикла жизни и ежегодного цикла природы, так — и цикла истории.

Но Вы задаете хороший вопрос: современное поведение людей — и мира вообще, и евреев в частности — вроде бы, никак приходу Машиаха не способствует. Особенно в свете того, что последнее изгнание считается следствием беспричинной ненависти, а её в наши дни нисколько не убавилось. Неприязнь между великими державами, а также между политическими партиями внутри каждой страны — яркий пример такой ненависти: каждая сторона считает себя добром и «хочет как лучше», но вследствие недопонимания и подозрительности считает другую сторону «злом», которому «надо противостоять», демонизирует ее и создает образ врага. И даже евреи, которые тоже делятся на группы, разные по характеру и подходу к служению, часто поддаются соблазну перейти на этой основе к личной неприязни. В этом плане, к сожалению, ситуация действительно, вроде бы, не улучшается. И в целом не просматривается никаких предпосылок возвращения к тому духовному уровню, на котором мы были в эпоху Храма.

Как же в такой ситуации придет Машиах?

Точно ответить на этот вопрос мы не можем — будущее знает только Б-г. Но идею, возможно, сумеем почерпнуть из еще одного цикла, которому соответствует цикл истории еврейского народа. А именно — цикла жизни наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова. Известен принцип: маасе авот симан лэ-баним — «дела отцов — знак для сыновей», т.е. то, что было с праотцами, — знак того, что случится с их потомками, еврейским народом. Речь идет не просто о совпадениях, а о том, что праотцы проложили путь детям и для этого сами прошли через этот цикл жизни, эти ее этапы и испытания.

Авраам проложил «весенний» этап цикла: он положил начало еврейскому пути, с успехом прошел сложнейшие испытания, завоевал любовь и уважение окружающих народов и сам олицетворял любовь и милосердие. Путь Ицхака был уже труднее: он сам олицетворял строгость и дисциплину, окружающие народы временами проявляли уважение, но временами и зависть, ставили препятствия и изгоняли, а, в конце концов, он сам ослеп. Но наиболее трудным был путь Яакова: на протяжении большей части жизни он был ненавидим и гоним, одно испытание сменяло другое.

Согласно мнению мудрецов, причина была в том, что Яаков своей жизнью проложил путь потомков в изгнании. Конкретно, Яакову пришлось перенести четыре основных испытания: преследования со стороны Эйсава и Лавана, несчастье с Диной и продажу Йосефа. Они соответствовали четырем изгнаниям, через которые пришлось пройти еврейскому народу: вавилонскому, персидскому, греческому и римскому (последнее продолжается по сей день, т. к. Риму наследует христианская, западная цивилизация, которую уравновешивает восточная, мусульманская).

Только к концу жизни Яакова его испытания завершились — радостью встречи с Йосефом. Тогда же, после переезда в Египет, он обрел и уважение окружающего нееврейского мира. И последний этап жизни провел так… как мы надеемся провести его после прихода Машиаха. Без всяких бед, обретя покой и свободу заниматься духовными вопросами добровольно и с удовольствием.

Получается, что в цикле жизни праотцев эквивалентом последнего изгнания стала продажа Йосефа, а эквивалентом прихода Машиаха — «возвращение» Йосефа.

Каким образом это произошло?

Если обратимся к Торе, увидим: к тому времени у самого Яакова уже оставалось мало сил. В результате исчезновения Йосефа Яаков погрузился в безутешное горе, его оставило Б-жественное присутствие. И создалось впечатление, что он не справился со своей миссией и утратил долю в Будущем мире (Раши к Берешит 37:35). Что предыдущие духовные достижения утратили значение. И на протяжении всего того времени — от продажи Йосефа до его возвращения — Яаков, вроде бы, играет скорее пассивную роль в происходящем: основные действия совершаются его сыновьями и не всегда благотворно влияют на его жизнь. К моменту возвращения Йосефа ситуация выглядела вовсе не обещающе, скорее, наоборот. Ощущение Яакова было — что всё только ухудшается и рассыпается. Сначала Йосеф пропал, а теперь еще и Шимон, и Биньямин тоже вот-вот пропадет, и, вообще, существование всей семьи находится под угрозой. От египетского наместника исходит опасность, а он, Яаков, почти ничего не может сделать. Что же будет?

И вдруг новость — Йосеф жив! Внезапно, ниоткуда, никак не ожидаемо. Да, потом стало ясно, что всё к тому и шло, и теперь мы, читая Тору, это видим. Но тогда для Яакова это было совершенно неожиданно. Ва-тэхи руах Яаков авиэм — «И ожил дух Яакова, отца их». К нему вернулось Б-жественное присутствие и все ранее завоеванные духовные достижения. Стало ясно, что Йосеф вовсе не пропал, что всё это время он просто был скрыт, а теперь открылся. И былой духовный уровень тоже не был потерян так, чтобы его пришлось восстанавливать, на что у Яакова теперь уже не было сил. Нет, этот уровень был лишь скрыт, а теперь снова раскрылся. Изначальный путь был пройден не зря. Только в результате продажи Йосефа исчез свет в конце тоннеля — но теперь снова вспыхнул.

Вот и наше изгнание может закончиться подобным образом. Как именно — не знаем, но тоже внезапно. Спасение тоже может прийти, откуда не ждали, может быть, даже от главного источника бед, что бы это ни значило. И когда вновь вспыхнет свет, наш былой уровень снова раскроется в нас самих, хотя сейчас мы и представить себе не можем, каким образом это произойдет.

Такая вот идея. В точности, как сказано, предсказать все события мы не можем, но в то, что они произойдут, твердо верим. Хотя, конечно, не следует сидеть сложа руки, а стоит поработать над уменьшением беспричинной ненависти и преодолением недопонимания между людьми, это определенно поможет приблизить приход Машиаха.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше